Капитан верблюжьей команды
В программе «Парад аттракционов», которая сейчас идет в Цирке Никулина, одним из самых любопытных номеров является выступление верблюдов под руководством дрессировщика Эрика Исрафилова. Его подопечные, большие и величественные, действительно напоминают корабли пустыни. Журналист «Вечерки» побеседовал с «крестным отцом» экзотических животных. [b] [i]Дружба через желудок[/i] – Эрик, расскажите о своей верблюжьей команде.[/b] – Сейчас у меня семь животных, на манеже работают шесть. Одного верблюда я готовлюсь заменить на более молодого. Это достаточно сложный процесс, потому что группа уже сложилась. Верблюды привыкают к определенному порядку. Однажды ассистенты поставили третьего верблюда на место пятого. Я сначала не обратил внимания, а когда животные побежали, смотрю, началась какая-то сутолока, один верблюд куда-то рвется и толкается. Так пока он не занял свое привычное место, никак не мог успокоиться. [b]– Как вы их собирали?[/b] – Я уехал в степь, за месяц с лишним обошел 15 табунов. Всего приглядел 12 животных, собрал их в одном загоне и затем отобрал своих шестерых. Это было в 2002 году. В советское время набирать животных мне было проще, совхозы крепко стояли на ногах, а сейчас верблюдов в два с половиной – три года пускают под нож. Я же стараюсь брать взрослых особей, потому что до двух лет верблюды пьют материнское молоко, а после хотя бы год им надо побегать по степи, поесть минералы, полынь и так далее. Это создает фундамент верблюжьего здоровья. [b]– Верблюд – редкий гость манежа. В Цирке на Цветном бульваре за последние лет пять-семь верблюды не выступали. Почему?[/b] – Номеров с верблюдами на самом деле хватает, но качественных среди них немного. Учитывая то, что Цирк на Цветном бульваре предъявляет особые требования к номерам, ведь это одна из центральных цирковых площадок в России, далеко не каждый артист имеет шанс сюда попасть. [b]– А почему качественных номеров с верблюдами мало?[/b] – Во-первых, их непросто содержать. Верблюд требует очень большого внимания. Хотя в плане еды они неприхотливы, едят в основном овощи, отруби, сено. Животным нужен грубый корм типа березовых веников, которые они любят грызть. Едят, кстати, довольно много. Да и дрессировать их тоже очень непросто. [b]– Сколько времени занимает дрессировка и подготовка к выступлению?[/b] – Это огромный труд очень многих людей. И длится не меньше года. Верблюды к нам из степей приезжают дикие, не подпускают к себе, плюются, кусаются. Но потихонечку, через желудок, на прикормке, я приближаюсь и налаживаю отношения. Причем сначала они морковь, капусту, хлеб, сухари не едят. Просто не понимают, что это такое. У них в природе только горькая полынь. Вот так прикормишь, подружишься, а дальше начинаем так же потихонечку выводить в манеж. И там обучать, опять же через прикормку. [i][b]Пуд чуть не съел[/b][/i][b] – Ваши верблюды делают различные трюки. А какой трюк самый сложный?[/b] – Самые сложные – синхронные построения и перемещения по манежу. Когда группа, например, собирается в веер или перестраивается в пары, это очень сложно. А статику наработать гораздо проще. Хотя бывают и исключения. Есть у меня один верблюд, который все делает, а вот поставить его на барьер не могу. Он то ли такой глупый, то ли хитрющий. Одну ногу ставит на барьер, вторую мы веревками подтягиваем, а он тут же плюхается на бок. И ни в какую! Я уже полгода не могу его заставить сделать это. [b]– Какие отношения между вами и верблюдами?[/b] – Это можно понять, если заглянуть на конюшню. Верблюды, услышав мой голос, поворачиваются ко мне. Потому что я всегда приношу им что-то вкусное. В наших отношениях прекрасно сочетаются любовь и строгость. [b]– Часто дрессировщики оказываются покусанными или поцарапанными своими подопечными. У вас подобные происшествия были?[/b] – Конечно, и не раз. Например, в самой первой группе был верблюд Пуд, весивший больше 1200 килограммов. Так вот этот Пуд буквально охотился за мной и однажды, когда я за чем-то нагнулся, прихватил мою голову, как кочан капусты, и начал потихоньку отрывать от земли. Я привстал на цыпочки и подпрыгнул вверх, как бы в рот ему влез, и он меня выплюнул в буквальном смысле. А если бы я начал сопротивляться, уходить от его зубов, он бы меня хорошенечко прихватил. А так у меня остались только небольшие царапины на голове. Дело в том, что у верблюдов клыки растут в обратную сторону, и когда жертва вырывается, она сама себя разрывает. А группа, с которой я работаю сейчас, довольно спокойная, только между собой воюют в период гона, и если в это время их выпустить без надзора, они могут друг друга покалечить. [b]– Какие у них отношения внутри группы?[/b] – Очень разные. Кто-то с кем-то дружит. А другие только ищут момента, чтобы схватить соперника. Между собой они кусаются до крови. А дружба между ними проявляется в том, что они играют, трутся мордашками, слегка покусываются. По своей сути это очень добродушные животные. Даже если незнакомый ребенок заходит к ним в стойло, верблюды не пугаются, а сразу тянутся к нему, смотрят, что им принесли. [b]– С вами в номере в образе прекрасной восточной принцессы работает помощница Елена. Как на нее верблюды реагируют?[/b] – Очень по-мужски, как на женщину. Например, верблюд, на котором она выезжает на манеж, воспринимает Лену как свою собственность, он ревнует ее к другим верблюдам. Если вдруг она подходит и начинает кормить кого-то другого, он поднимает крик. [b]– Я обратил внимание, что на манеже вы выглядите намного более суровым, чем в жизни. Почему?[/b] – Да, я специально напускаю на себя суровость. Вместо того чтобы лишний раз хлыстом ударить верблюда, я строго обращаюсь к нему. Верблюды очень чувствительны к интонации. Резкое обращение действует так же, как щелчок хлыстом. А если обратиться к нему нежно, то он подумает, что все сделал хорошо, и остановится. Так что хвалю их очень дозированно, и для них это всегда праздник. [b][i] Хлыст – огромное оскорбление[/i] – Вы выступаете за гуманную дрессуру?[/b] – Они же будут от меня шарахаться, если я стану их постоянно хлестать. Но бить их и не требуется. Для верблюда уже огромное оскорбление, если ты только крикнешь на него и чуть-чуть дотронешься кончиком хлыста. Это уже все, это уже паника: я что-то не так сделал, что-то натворил. Если верблюд плохо отработал, я наказываю тем, что других начинаю кормить, а на него не обращаю внимания. Верблюд от этого начинает заметно нервничать. Он понурый идет в свою сторону, пока я кормлю рядом стоящего. [b]– Наверное, поощрять можно и различными лакомствами. Что таковым является для верблюдов?[/b] – Кроме той пищи, которую мы даем им каждый день, они очень любят сухарики, а намоченный, посыпанный солью черный хлеб – это для них царское лакомство. Из овощей больше всего любят морковку, к которой успели привыкнуть. Бывает так: насыпаешь им в миску самых разных овощей, так они только морковку съедят, а к остальному даже не прикоснутся. [b]– Как давно вы дрессируете верблюдов?[/b] – В цирке я с 16 лет, работал воздушным гимнастом, и когда настала пора уходить из этого жанра, я не смог расстаться с цирком и решил сделать что-то свое, ни на что не похожее. Так я и придумал этот аттракцион с верблюдами. Выступать начал в 1981 году в Алма-Ате. За эти годы через мои руки прошло порядка 50 верблюдов. Также я помогал и другим дрессировщикам. Например, как-то меня на месяц пригласили в зоопарк в немецкий город Фрайбург, где были совсем запущенные животные. Я давал консультации по содержанию, а еще поставил детское представление на 15 минут. [b]– Был ли за эти годы особенно памятный для вас верблюд?[/b] – Самый первый, он за мной ходил, как собака – по улицам, по лестницам. В цирке в Алма-Ате было много лестниц, и это выглядело так трогательно. К сожалению, этот верблюд пал в Кисловодске, куда я уезжал по делам. Привезли испорченное сено, а ассистенты недосмотрели. Животное проработало недолго, всего пять лет, обычно же они работают лет 15–16. [i] фото автора[/i] [b]Досье «ВМ»[/b] [i]Эрик Исрафилов родился 23 марта 1949 года. Воздушный гимнаст, дрессировщик верблюдов. В 1966 году пришел в цирк из спорта. Делает номер «Гимнасты на жестком бамбуке» в паре с Э. Арзумановым. В 1980 году в степи отбирает верблюдов и на базе Всесоюзной дирекции по подготовке новых номеров и аттракционов выпускает номер «Дрессированные верблюды на свободе» (4 головы). В 1991 году переходит в штат БМЦ (Большой московский цирк), в 1995 году уходит с манежа на заслуженный отдых. Директор агентства «Цирк-сервис» при БМЦ. В апреле 2002 года вновь набирает верблюдов – 6 голов. 25 августа того же года в Астрахани дает с этим номером 5 спектаклей и переезжает в Москву, в БМЦ. Номер собственной постановки. Работает от Росгосцирка.[/i]