Артемий Троицкий: Сегодня Цой занялся бы комиксами
[b]Сегодня исполняется 21 год со дня трагической гибели Виктора Цоя – поэта и музыканта, сумевшего кардинально изменить весь мир отечественной музыки. Дата не круглая, но тысячи поклонников сегодня соберутся в Кривоарбатском переулке в Москве и на Богословском кладбище в Питере. Будет море цветов и будут звучать песни Виктора. Как и все предыдущие 20 лет. К сожалению, мало осталось людей, которые были ему близки, хорошо знали его лично. Первая жена Марианна и продюсер группы «КИНО» Юрий Айзеншпис умерли в 2005 году. Вторая гражданская жена Цоя, Наталья Разлогова, покинула страну, она вышла замуж и уехала в Америку. Из его близких друзей остался, пожалуй, лишь один – известный музыкальный критик Артемий Троицкий. Именно его мы попросили поделиться мыслями о Викторе Цое, о том, как сегодня могла сложиться его жизнь.[/b] ГРУППА «КИНО» – это группа феноменальная, и то, что за время, прошедшее после смерти Цоя, она не стала менее популярной – это просто удивительная вещь. Если проводить какие-то аналогии с западными коллективами, то можно вспомнить прежде всего Doors – группу, которая тоже не стареет со временем. У этой группы были какие-то универсальные достоинства, которые с годами не то что не тускнеют, а становятся еще более отчетливыми. Это лирика Джима Моррисона, его удивительный голос, его феерическая, харизматическая фигура. Что же касается Цоя, то он объединил в каком-то смысле все эти достоинства. Книг воспоминаний о Цое я не читал, но более-менее представляю, какой образ Цоя существует у современной молодежи. Он слеплен из последних альбомов группы «КИНО» и кинофильмов «Асса» и «Игла». Но этот образ сильно перекорежен: Цой на самом деле был гораздо веселей, приземленней, человечней, чем его представляют. Это мифологизированный образ Цоя, одинокого гения. Меня часто спрашивают: что бы делал сейчас Витя Цой, если бы остался живздоров? А ведь Цой уже тогда метался между музыкой и другими искусствами. В начале 80-х годов, когда музыка была всем, естественно, она перевесила, но, думаю, будь Цою сегодня 18–20 лет, он скорее стал бы заниматься компьютерной графикой, инсталляциями, комиксами или чем-нибудь нынче более модным и востребованным, чем рок-музыка. Нынче Цоя просто не пустили бы на основные каналы, не стали бы ротировать на основных радиостанциях. Либо стал бы Цой-2011 каким-нибудь андерграундовым парнем с гонораром 500 долларов, что ему бы быстро наскучило. Для молодого поколения нашей страны Цой значит больше, чем иные политические лидеры, целители и писатели. Потому что Цой никогда не врал и не лицедействовал. Он был и остался самим собой. Ему нельзя не верить. Из всех наших легендарных рокеров, прекрасных певцов и поэтов Цой – единственный, в личности которого невозможно провести грань между образом и реальностью; тем, что он пел, и тем, как он жил. И его уход – еще один «сюжет для новой песни». Ненаписанной, но, кажется, не раз прочувствованной. Одиночество, справедливость, доброта и черный цвет монаха – таков Цой, в «КИНО», в кино и ежедневно. Это большая, честная романтика. Мы пошли вслед за Цоем, наплевав на цинизм, безверие и общую смутность нашего времени. И правильно сделали. Каждая песня Цоя – это песня о любви и свободе. Это вечные песни – и потому, что они потрясающе красивы, и потому, что в отличие от продовольствия, любви и свободы их всегда будет не хватать. Так что Цой остается с нами – и это не пустые слова. Что касается его гибели, то я считаю, что смерти Цоя и Игоря Талькова были не случайны: и тот и другой умерли вместе с эпохой, в которой были нужны и востребованы. В новой действительности два этих музыканта, скорее всего, не нашли бы себя. Они ушли именно в тот момент, когда рок превратился в часть рынка и перестал существовать как идеология и стиль жизни. Ведь именно в 1990 году русский рок тоже умер. [b]Хроника трагедии ИЗ ОПЕРАТИВНОЙ СВОДКИ ЛАТВИЙСКОЙ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ ОТ 15 АВГУСТА 1990 ГОДА[/b] [i]Столкновение автомобиля «Москвич-2141» светло-серого цвета с московскими номерами (цифры неразборчивы из-за повреждений номерных знаков) с рейсовым автобусом «Икарус-280» произошло в 12 часов 28 минут 15 августа на 35-м километре трассы Слока–Талси у поворота на Тукумс. Автомобиль М-2141 двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/ч, и водитель – гражданин Цой Виктор Робертович – не справился с управлением. Смерть Цоя В. Р. наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал.[/i] [b] ИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПАТОЛОГО-АНАТОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ГОРОД РИГА, 20 АВГУСТА 1990 ГОДА[/b] [i]Цой В. Р. был абсолютно трезв накануне трагической гибели. Во всяком случае, он не употреблял алкоголь в течение последних 48 часов жизни. Анализ клеток мозга свидетельствует о том, что он уснул, вероятно, от переутомления.[/i] [b]Интересные факты[/b] [i]- 20 ноября 2010 года в городе Барнауле состоялось открытие памятника Виктору Цою. - Именем Цоя названы несколько улиц. В городах Арзамасе Нижегородской области и Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа. - Имя Виктора Цоя носит астероид № 2740. - В 1999 году была выпущена почтовая марка России, посвященная Цою. - Цой мастерски вырезал из дерева японские традиционные фигурки – нэцке.[/i]