Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Траты москвичей на автомобили, одежду, медицину и отдых стали превышать продуктовые расходы

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Город
Траты москвичей на автомобили, одежду, медицину и отдых стали превышать продуктовые расходы
Фото: Андрей Никеричев / АГН «Москва»

Москвичи резко снизили долю расходов на продукты. Зато все больше средств тратят на разного рода услуги.

Так, в 2019 году доля трат на покупку продуктов питания составила всего 21 процент от всех расходов. В 2000 году, для сравнения, почти вдвое больше. При этом доля расходов на разного рода услуги выросла тоже в два раза и составила свыше 33 процентов — примерно треть всех расходов москвичей. Больше того — расходы на услуги последовательно растут в последние годы.

— Ничего удивительного, мы находимся в русле мировых тенденций, — рассуждает кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев. — В США, например, в сфере оказания услуг трудится большая часть граждан и расходы на услуги тоже на первом месте.

Чтобы понять, на какие услуги москвичи больше всего тратят, по словам эксперта, достаточно просто пройтись по улицам.

— Вы увидите очень много парикмахерских, салонов красоты, барбершопов и заведений общепита, — перечисляет Кудрявцев. — Очень много автосервисов и фитнес-центров. Это первое, что бросается в глаза.

Александр Саверский, президент Лиги защитников пациентов, обратил внимание, что в Москве в последние годы стало существенно больше частных медицинских клиник и диагностических центров.

— Буквально на каждом углу. Основных причин, думаю, две. Первая — государственная медицина не очень-то удобна и эффективна. Вторая причина — у людей есть деньги, чтобы за оказание медицинских услуг частникам заплатить.

Виктор Кудрявцев добавляет:

— Мы много тратим на поездки в отпуск. В этом году особо не разъездишься, но общая тенденция налицо — москвичи ездят все чаще и дальше, — пояснил эксперт.

При этом, что интересно, доля расходов на покупку непродовольственных товаров за последние 19 лет не изменилась — 38,7 процента. Хотя в 2010-м она выросла до 43 процентов.

— Тогда, после кризиса 2008– 2009 годов, возник серьезный отложенный спрос, — пояснил Кудрявцев. — Когда стало ясно, что полномасштабного кризиса не будет, москвичи достали заначки и стали обновлять гардероб и бытовую технику, покупать новые автомобили. Сейчас большая часть покупаемых непродовольственных товаров — это как раз одежда, обувь, бытовая техника и машины. Правда, в разных социальных стратах разный акцент. Молодежь хочет одеться, средний возраст — купить машину, а то и квартиру, а у многих пожилых, к сожалению, высоки траты на лекарства.

Что же касается трат на еду, то, по мнению эксперта, это маркер благополучия общества.

— Чем ниже доля этих расходов, тем более обеспечены люди, — пояснил Кудрявцев. — В 1990-е годы практически по всей стране, и Москва не исключение, расходы на продукты составляли более половины всех трат. Нынешний 21 процент — очень хороший показатель. Другое дело, что по итогам 2020 года он наверняка вырастет, потому что доходы большинства москвичей уже снизились. Плюс, не будем забывать, в большинстве развитых стран граждане тратят на покупку продуктов не более 10–12 процентов от бюджета семьи.

Эксперт также отметил, что в прошлом году — по сравнению с позапрошлым — несколько снизилась доля расходов на питание вне дома: с 5,6 до 4,9 процента.

— Падение по итогам нынешнего года будет еще более заметным, потому что общепит несколько месяцев вообще не работал, — рассуждает Кудрявцев. — С другой стороны, если сравнивать с 2000 годом, когда затраты на кафе и рестораны были всего 1 процент от всех расходов, то общепит в городе, скорее, вполне успешно развивается.

Траты москвичей на алкоголь в последние годы стабильны: не более двух процентов общих расходов.

— В этом году, я думаю, они не снизятся, — убежден директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз. — Не помню ни одного кризиса, чтобы траты на спиртное снижались.

По данным Дробиза, в период самоизоляции россияне за апрель приобрели алкоголя на 5,16 процента больше, чем в апреле 2019 года. Сильнее всего выросли продажи виски — на 22,7 процента и ликероводочных изделий крепостью свыше 25 градусов — на 27,4 процента. В Москве, впрочем, показатели роста не столь существенны: 6,9 и 17,8 процента соответственно.

— Тем не менее рост трат на алкоголь — налицо. Думаю, что он, скорее, продолжится, — считает Вадим Дробиз. Впрочем, как считают эксперты, за пределы 2,5 процента от семейного бюджета (рекорд, поставленный в 2006 году) эти расходы вряд ли выйдут.

Читайте также: Песков назвал некорректным исследование о снижении зарплат всех россиян

Подкасты