сб 19 октября 01:17
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

«Скорая» — удел молодых

«Скорая» — удел молодых

Сто лет назад появилась в Москве «скорая помощь»

[i]Вначале это была карета, в ней на вызов прибывали врач, фельдшер и санитар. Известно: за первые два месяца карета «скорой» выезжала всего лишь 12 раз. Теперь со службой «03» сталкивается практически каждый. Одни ее работу хвалят, другие поругивают, третьи относятся как к должному — ну есть такая служба, как без нее. И все же, как сегодня живет городская «скорая»? Корреспондент «ВМ» встретился с генеральным директором заслуженным врачом РФ, профессором [b]Игорем Элькисом.[/b] Вот что рассказал руководитель службы «03»:[/i] — Станция скорой и неотложной медицинской помощи имени А. С. Пучкова, так официально называется наша служба, имеет в своем составе 52 подстанции во всех административных округах города. Десять с половиной тысяч медицинских работников трудятся в этой службе. Ежедневно 840 бригад выезжают на вызовы. За год московская «скорая» оказывает помощь 3 миллионам человек. И еще впечатляющая цифра: службе «03» в больницах города выделено более 85 тысяч коек, включая роддома, детские, инфекционные, психиатрические стационары. Туда поступает до 3 тысяч экстренных больных в сутки. [b]— В нынешние годы бюджетного безденежья здравоохранение страны приходит в упадок, это факт. А московская «скорая» тем не менее развивается.[/b] — Да, город находит средства. За последние 3 года построено 23 новые подстанции. Это трехэтажные здания с гаражом, комнатой отдыха, столовой. Но главное, что принципиально изменило качество работы службы, — в строй введен комплекс автоматизированных систем управления. Компьютерный зал на 75 операторов автоматизировал процесс общения со «скорой». В итоге время выезда бригады на вызов сократилось с 4 минут до 30 секунд. [i]Вместе с профессором Элькисом проходим в зал, поделенный на кабинки, где дежурят перед компьютерами диспетчеры. На экране дисплеев высвечиваются вопросы анкеты: имя, фамилия, адрес, жалобы, возраст и т.д. — идет разговор с пациентом. Я слышу привычную заключительную фразу: «Ждите «скорую».[/i] — Оценив ответы, — поясняет Игорь Семенович, — компьютер выбирает категорию срочности вызова. Их три. Первая — жизни угрожает опасность. Тогда на место происшествия бригада приедет не поздне чем через 20 минут. Вторая — обострение хронической болезни, интервал 30—40 минут. Третья группа самая легкая, скажем, резко повысилась температура — бригада будет через 45—60 минут. Это предельные сроки. [i]Подходим к одному из диспетчеров, осуществляющих связь с бригадами «скорой». В его ведении три подстанции на востоке города. Нажата кнопка — возникают сведения о конкретной бригаде. Эта бригада сейчас на пути к больному. Карту вызова ей передал компьютер. Следим за событиями. Через 10 минут поступает сообщение, что медики уже в квартире пациента. И оказывают помощь.[/i] — Если на подстанции свободных бригад нет, — замечает профессор, — контрольный диспетчер посылает машину из соседнего региона. С вводом компьютеров мы имеем полную информацию о медицинской обстановке в городе и в любую минуту точно знаем, как справляется с работой наша служба. Для снижения непрофильных вызовов организовали справочно-консультативный врачебный пульт. Сюда звонят пациенты и получают высококвалифицированные советы. Таких звонков немало. Это примерно 6 процентов обратившихся в службу «03», то есть около 600 человек в сутки. [b]— Как готовят специалистов для нужд «скорой помощи», ведь далеко не каждый медик способен работать здесь?[/b] — Конечно, специфика на «скорой» острая. Поэтому в Медицинском стоматологическом институте открыта кафедра «Скорой и неотложной медицинской помощи». Кафедра работает на нашей базе и ежегодно выпускает для нас порядка 90 медиков. В числе ее преподавателей специалисты по наиболее часто встречающимся заболеваниям и повреждениям на догоспитальном этапе. У кафедры хорошая материально-техническая база: муляжи, тренажеры, обучающие и тестирующие компьютерные программы. Учеба строится так, чтобы максимально приблизить ее к реальным ситуациям. При этом используются средства, имеющиеся в распоряжении выездных бригад. Кроме того, открыта учебная комната, где на штатном оборудовании «натаскивают» вновь поступивших на работу медиков. Здесь они обретают мануальные навыки и получают минимум необходимых для работы знаний. [b]— Какие заболевания чаще всего служат причиной вызова «скорой»?[/b] — Сердечно-сосудистые заболевания — около 50 обращений на 1000 населения. Заболевания нервной системы — около 30 обращений, органов дыхания — 20. Часами пик для нас являются: утро, послеобеденное время и с 17 часов до ночи. Сердечно-сосудистые приступы обычно случаются в 4—5 утра. Инсульты — в ночные и утренние часы. Детский травматизм — во второй половине дня. В погожие весенние дни «скорая» принимает 5,5 тысячи вызовов. При снегопадах, перепадах атмосферного давления их число перехлестывает отметку 8 тысяч. [b]— Часто ли «скорую» вызывают к детям?[/b] — В сутки бывает 400—500 таких вызовов. Госпитализируется при этом 150—200 детей. В основном, с острыми респираторными заболеваниями, кишечной инфекцией, травмами. [b]— По-прежнему продолжают поступать на вооружение медиков службы «03» новые методы лечения, лекарства? [/b] — Конечно, несмотря на кризис. Например, сейчас мы используем новые пластиковые капельницы для внутривенных вливаний прямо на месте происшествия. Или вот надувные шины, которые лучше традиционных, проволочных. Они менее травматичны. Пополняется и арсенал лекарств. В стоматологическом институте есть кафедра клинической фармакологии. Там специально для нас разрабатывают новые препараты. [b]— К сожалению, достижения вашей службы нередко сводятся на нет тем, на что больше всего жалуются люди. Я имею в виду случаи, когда бригады «скорой» запаздывают. Что может задержать приезд медиков? [/b] — Причин много. «Пробки» на дорогах, неправильный адрес, трудный подъезд. Всего не перечислишь. Но есть причина, на которой я хотел бы остановиться особо. «Скорую» одолевает множество не профильных, а поликлинических вызовов. Когда-то этим занималась ныне разгромленная «неотложка». Выход я вижу в возрождении, конечно, уже на новом уровне, «неотложной помощи» при округах. Ведь чтобы померить давление, «скорая» не нужна. Не нужна она и хроническим больным. Поставить диагноз и назначить лечение при несложных терапевтических заболеваниях тоже вполне по силам «неотложке». А «скорая помощь» разгрузилась бы для действительно острых вызовов. [b]— Если сравнить работу «скорой» у нас и за рубежом, какой стороне вы бы отдали предпочтение?[/b] — Нашей. У нас «помощь» — врачебная. Мы везем врача к больному. Он должен оказать ему помощь и при необходимости госпитализировать. За границей же, в основном, средний медперсонал доставляет больного врачу. Что говорить, судя по фильмам, работают они красиво, но за жизнь больного на пути в клинику не отвечают. А у нас доктор «скорой пока благополучно не передаст пациента с рук на руки больничному врачу, покинуть его не может. Не справится сам, вызовет специализированную бригаду, чтобы общими усилиями спасти жизнь. [b]— Сейчас в автопарке «скорой несколько типов машин. Каково ваше мнение о них?[/b] — Надеюсь, меня не обвинят прозападных настроениях, но правда такова: «Мерседес» бегает 10 лет, «рафик» — 4 года. Сейчас приобрели медицинские «Газели». Они удобнее «рафиков», реже ломаются. Но вот сколько прослужат, не могу сказать. [b]— Работа на «скорой» бесспорно тяжелая. Как вам удается удерживать кадры?[/b] — «Скорая» — удел молодых. Поворачиваться, решать, действовать — надо быстро. Хотя есть у нас и ветераны с большим стажем работы. А то, что труд тяжелый и морально, и физически, и психически, — это точно. Специалист, прошедший школу «скорой», где бы он потом ни трудился, это, как правило, очень надежный медик. Чтобы облегчить работу сотрудникам, стараемся создать им должные социально-бытовые условия. Скажем, для оперативных работников через каждые 2 часа обязателен 20-минутный перерыв. Они могут провести его в комфортабельной комнате отдыха. Перекусить. Для этого есть хорошо оборудованная кухня. Ну а что касается зарплат, сами знаете, какая в стране с финансами ситуация. Во многих регионах медики порой месяцами не получают зарплату. Власти города не допускают таких бед в Москве, посильно помогают нам, и мы это ценим.

Новости СМИ2

Михаил Бударагин

Кому адресованы слова патриарха Кирилла

Ольга Кузьмина  

Москва побила температурный рекорд. Вот досада для депрессивных

Дарья Завгородняя

Дайте ребенку схомячить булочку

Оксана Крученко

Детям вседозволенность противопоказана

Анатолий Сидоров 

Городу нужны терминалы… по подзарядке терпения

Виктория Федотова

Кто опередил Познера, Урганта и Дудя на YouTube

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

В чьей ты власти?