Алексей Учитель: «Талантов у нас не меньше, чем в Америке…»
Сюжет:
Каннский фестиваль-2013Вряд ли можно считать совпадением, что именно ученики народного артиста России, руководителя киностудии «Рок» Алексея Учителя вот уже второй год подряд штурмуют каннские высоты. Это Таисия Игуменцева («Отдать концы») и Юрий Быков («Майор»).
Корреспондент «Вечерки» поговорил с режиссером о секрете успеха его учеников и положении дел в российском кино.
- Алексей Ефимович, почему все-таки в Канны сейчас берут картины именно Ваших подопечных?
- Откуда я знаю? Мне трудно залезть в головы отборщиков. Но, конечно, у любого режиссера цель номер один – попасть на Каннский фестиваль, в любую программу. Это большая победа для тех, кто делает эти фильмы. Такая цель всегда стоит и для нас.
Но если по поводу Таисии мы ожидали этот результат, то выбор «Майора» Юры Быкова - это очень неожиданно и очень приятно. Пока два фильма, надо стараться, чтобы их было больше. Шучу. Думаю, что вряд ли удастся это повторить. Мне радостно, что два молодых режиссера так стартуют, что они попали в поле зрения, на большую орбиту.
- Но они же не в основном конкурсе?
- Но фильм Таисии может рассчитывать на «Золотую камеру». Для дебютанта – это уже успех. Да, у нас были прикидки, думали и об «Особом взгляде». Конечно, всегда рассчитываешь на что-то большее. Но мы понимаем, что попасть в основной конкурс- задача почти нереальная. «Майор» - это наше подкрепление. Он же попал в «Неделю критики» – это серьезный конкурс.
- Но почему все-таки российские картины не попадают в основной конкурс? Японские попадают. И мексиканские. И иранские. Наши – нет?
- Ну почему? Довольно часто попадают. Два года подряд картины Сергея Лозницы стояли в большом конкурсе. До этого был Михалков, раньше еще Звягинцев, актер из его фильма получил приз за лучшую мужскую роль. Мы примерно через год попадаем. Должны теперь в следующем году туда попасть.
- Как готовились к Каннам? Были поставлены какие-то особые условия?
- Кроме огромной радости — это и огромное количество забот. Требования были отпечатаны на нескольких страницах. Чтобы показать свое кино, нужно напечатать тысячу буклетов, много плакатов. Спасибо Министерству культуры – очень помогло. Как и компания «Висла». Мы смогли выполнить все условия и привезти большую группу создателей фильмов.
- Какова будет прокатная судьба этих фильмов?
- Не такая простая, как у «Легенды №17». По сравнению с «Легендой», прокат будет считаться ограниченным. Но будем пытаться. Это разное кино. Оно и должно быть разным. Кино тем и прекрасно, что разнообразно. «Майор» выйдет в конце июля. «Отдать концы» - в конце августа. Фильмами займется очень хорошая компания «Другое кино». У нас ведь сейчас появился очень хороший козырь – как только было объявлено, что картину берет Каннский фестиваль в спецпоказ, сразу же поступило несколько международных предложений.
- Вы будете и дальше сотрудничать с Быковым и Игуменцевой?
- Обязательно. И в будущем не оставим ребят. У нас серьезные планы в их отношении и в отношении других молодых. Будем стараться попадать в Канны.
- Чем все-таки отличается ваша методика от классической вгиковской, где учат «на Тарковских»?
- Ну, положим, Тарковских у нас не так много было. Всего один такого уровня. А больше и не было.
А серьезно… Я учу в своей мастерской, прежде всего, практической профессии. Могу приглашать ребят на практику на своих съемочных площадках. Они у меня занимаются практической режиссурой. Могут снимать кино. И к концу обучения владеют ремеслом достаточно хорошо. Здесь нельзя надеяться на случай или везение. Режиссер должен уметь делать кино разное – и фантастику, и комедию, и триллер. Все должен уметь…
- И Таисия уже все умеет?
- Подумайте, Тася окончила ВГИК два года назад! И уже два года она официально существует в программе Каннского фестиваля!
Очень важно, что фестиваль выбирает молодых. Это главное. Здесь огромная перспектива. Может быть, Тася будет когда-нибудь участвовать и в основном конкурсе… Это важно не только для нее лично. Но и для России вообще.
- А какова была степень Вашего участия в фильме «Отдать концы»? Насколько вмешивались в творческий процесс как руководитель?
- Ну, руководить ею нельзя. Мы с Таисией уже два года назад вступили в другие отношения – я стал ее продюсером в компании «Рок». Нужно было как можно быстрее проделать большую работу. И мы приложили максимум усилий, чтобы обеспечить финансирование, запустить картину. Это было не так просто, поверьте. Фильм начинался осенью, заканчивался зимой, возникали творческие проблемы, пошло похолодание. Но я не вмешивался в творческий процесс, хотя читал сценарий. Ведь я должен был проверить не только Тасю, но и себя: что дают пять лет обучения, появляется ли профессионализм, возможно ли переходить от малой формы к большой. Смотрел, как она справится…
Кстати. когда я увидел первую сборку фильма не сразу ей позвонил. И она нервничала. Так мне передали. Она ждала, что я буду кричать и требовать все переделать – перенести начало в конец, а середину переснять. Но такого не было. Я увидел, что человек обладает профессией, а дальше уже степень таланта и ее эмоциональное вдохновение позволит сделать именно такую картину, какую нужно. Конечно, у меня какие-то были предложения по ходу монтажа, но не более того. Это полностью ее произведение, и я рад, что она сделала его на нашей студии. Поэтому у меня продюсерски полное удовлетворение.
- А что сейчас Вы сами делаете?
- Надо закончить «Восьмерку» по роману Захара Прилепина. Недавно вместе с французами сделали серьезный проект «Друзья из Франции».
Веду переговоры с итальянцами, которые захотели у себя сделать ремейк моей «Прогулки». Думаю о фильме о балерине Матильде Кшесинской. Есть планы и в Германии…
- Какое все-таки кино Вам нравится, Алексей Ефимович?
- Все фильмы, которые выпускает студия «Рок».
Я говорю искренне. Мы хотим снимать высокохудожественное кино, прорваться на крупнейшие мировые фестивали и в прокат. Очень сложная задача перед нами стоит.
Мы понимаем, что картины, которые делает Тася и Юра Быков, российский зритель навряд ли увидит. Об этом надо думать, с этим надо бороться. Во всем мире авторское кино поддерживается. В Нью-Йорке есть три-четыре кинотеатра такого кино. У нас все в зачаточном состоянии.
Но все равно мы будем поддерживать молодых режиссеров, студия будет продолжать свою политику дебютов.
Мы будем вытаскивать новых сценаристов, режиссеров, актеров. Кстати, у нас крайне мало хороших актеров-дебютантов. Это проблема. Мелькают все одни и те же имена. Мы будем продолжать эту нашу политику.
А вообще в России снимается не так уж мало хороших фильмов, несмотря на разговоры о кризисе.
Я считаю, что талантливых фильмов в России делается не меньше, чем в Америке. Но среднее звено, крепких ремесленников мы потеряли.
У нас мало профессионалов, которые могут делать такое кино. Поэтому мы и теряем зрителей. Но с фестивальным качественным кино как раз хорошая ситуация. И хотя мы снова не попали в основной конкурс, но напомню снова, что за последние три года дважды попадали. Сделаем на этот раз перерыв. И с новыми силами. Подрастают интересные режиссеры. Их немного, но они есть. Так и должно быть!
Читайте также
Дневник Каннского кинофестиваля. День четвертый. Кошмары и рыжие кошки
19 мая в Каннах, наконец, распогодилось. Хотя и не потеплело. Но зато прекратился дождь, и выглянуло солнце.
Народ, как подорванный, бросился загорать везде, где можно присесть. Граждане, но нам не до загара. Мы загораем в темных залах. И как приятно из них выходить иной раз на свет божий! Как сегодня после просмотра небанального датского фильма Алекса Ван Вармердама Borgman, представленного в Основной конкурсной программе. Хотелось перекреститься и крикнуть: чур тебя! Но сдержались, люди кругом… (читайте далее...)