Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Олег Табаков: Жизнь складывается по-разному. Особенно такая долгая, как моя

Сюжет: 

Умер актер и режиссер Олег Табаков
Общество
Олег Табаков: Жизнь складывается по-разному. Особенно такая долгая, как моя
Фото: Заозерская Анжела для «ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА»
Народный артист СССР скончался 12 марта на 83-м году жизни. Публикуем одно из последних интервью актера газете «Вечерняя Москва».

- В этом году исполняется пять лет актерскому колледжу имени Олега Табакова и можно делать первые выводы. Довольны ли вы своими учениками? До сих пор убеждены в том, что актерскому мастерству лучше учить с 15 лет, если «да», то почему? Кстати, больше вас радуют мальчики или девочки? У кого раньше проявляется актерский талант, индивидуальность?

- Для выводов – еще пора не пришла. Вот пройдет какое-то время – я вам отвечу. А то, что актер должен начинать рано, да, это давнее мое убеждение.  Оно доказано судьбами первых студийцев из «Подвального театра». Он вырос из драматического кружка при Дворце пионеров на ул. Стопани. Тогда, в 1974-м, я отсмотрел три с половиной тысячи подростков и из них  отобрал полсотни. И в этом списке были Игорь Нефедов, Алексей Селиверстов, Лена Майорова, Андрей Смоляков, Миша Хомяков, Александр Марин… Теперь некоторые из них преподают в Театральном колледже на улице Чаплыгина, 20. А абитуриент и тогда, и сейчас одаренный встречается.

Кого больше – мальчиков или девочек? По-разному. В этом году первых выпускников-дипломников было 19 человек. Половина мальчишек, половина барышень. В следующем году закончит уже 12 человек, тоже поровну. А поступило их – 24. И не по половому признаку тут отчисляют. Я довольно сурово провожу селекцию. Почему? Потому что учу не для государства, не для чужого дяди и тети, а для себя.

- Как продвигается вопрос  с новым зданием на улице Гиляровского для вашей «Табакерки»? Когда новоселье? Будет ли перенесен дух «подвального братства» в новое здание театра?

- Здание новой «табакерки», очень надеюсь, откроется в начале следующего сезона. Идет самый трудный завершающий этап – оборудование сцены и все то, без чего театр не живет. В этом театре актерам будет удобно работать: там очень правильное, так мне кажется, количество зрительских мест – 450. Что касается духа «подвального братства», то он, надеюсь, от перемены пространства нас не покинет. Но очевидно, что он уже не будет «подвальным».

- Владимир Машков только сегодня сказал лично мне о вас «Олег Павлович для меня Бог». Что вы сделали для своего ученика такого, чтобы стать для него Богом? Владимир Машков словами не разбрасывается. Сразу ли вы почувствовали, что он в скором будущем будет для вас очень близким человеком?

- Я за слова Володи Машкова не отвечаю. Это его чувство, он действительно словами не разбрасывается. Хочу только сказать, что от Володи Машкова и других моих  известных учеников я никогда не требовал восхищения к моей персоне. Я пытался вырастить их в любви не к себе, а к нашей прекрасной трудной и веселой профессии. Мне кажется, он из тех, кто это чувство несет через всю свою жизнь. Наши отношения длятся несколько десятилетий, а датировать, когда наша дружба началась, честно говоря,  не помню. Не считал.

- Однажды вы признались, что в детстве от своей мамы и бабушки  получили огромный запас любви – целый клад. Унаследовали ли вы этот редкий дар безгранично любить своих детей, внуков?

- Я не очень люблю такие размашистые эпитеты. Огромный запас, безгранично любить своих детей…Жизнь складывается по-разному, особенно долгая жизнь. Как моя.  И отношения с самыми близкими людьми часто и самые сложные отношения. А любовь к своим родным и близким – ну, это ж естественно для любого нормального человека.

 - Владимир Машков говорил, что рисунок игры в фильме Алексея Учителя «Край» частично срисовывал с Евгения Урбанского в фильме «Коммунист». Урбанский был вашим сокурсником. С Евгением вы жили в одной комнате общежития. Как вы объясняете тот факт, что ваш товарищ стал для вашего ученика профессиональным маяком? Рассказывали ли своим ученикам об артистах, с которыми учились, работали, дружили?

- Если Женя Урбанский стал источником вдохновения для того героя, которого играет Володя Машков в фильме «Край», - могу этому поверить. Но такие вещи не просто передаются от актера к актеру, думаю, что в самом Машкове, в его натуре, эта истовость существует органически. «Заразиться» этим нельзя.  Володя часто повторяет любимое изречение Станиславского «я есмь». Вот в лучших своих ролях он этого «я есмь» достигает. Со студенческих лет – вот так он играл Абрама Шварца в пьесе Галича «Матросская тишина». Это еще в Школе-студии было.

- Ваш сын Павел Табаков, по единодушному мнению критиков, очень хорошо сыграл в фильме Анны Меликян «Звезда». Когда вы смотрели эту картину, узнавали ли вы себя, молодого, в своем сыне? Понравилась ли вам его работа? Существует мнение – либо – актер, либо – не актер. На ваш взгляд, Павел – актер?

- Павел только начинает свою актерскую жизнь. То, что он рано начал, приветствую. Для таких ребят открыл несколько лет назад колледж для одаренных детей. Думаю, что у Павла все еще впереди, а определения «актер – не актер» употреблять не буду. Рано.

- Помню вашу роль в фильме Анатолия Эфроса «Шумный день». В этой роли вы такой острый, тонкий, стремительный, непокорный…Легко ли вам работалось с Анатолием Васильевичем? Судя по этой роли, Эфрос видел в вас социального героя. Как в дальнейшем складывались отношения с Эфросом? Когда вы смотрите на себя – молодого, высокого, невероятно стройного, красивого, смелого, страстного, что чувствуете? Помните ли вы себя молодым Олегом Табаковым? Часто ли в вас влюблялись девушки по ролям?

- Не знаю, каким меня видел Анатолий Васильевич Эфрос, он ведь не очень любил характерных артистов. И даже иногда говорил, мне передавали, что я не в ту строну пошел после «Шумного дня». Не мне судить. Но сам Эфрос, это могу сказать твердо, был одним из самых могучих режиссеров в моей долгой жизни.

- Когда вы даете «добро» на экспериментальные постановки, которые иногда называют скандальными, вспоминаете ли вы Константина Сергеевича Станиславского – режиссера очень смелого, рискованного? Если представить, что в 1902 году Станиславский поставил пьесу Горького «На дне», показав ночлежку? Считаете ли вы, что смелость, современность – неотъемлемые принципы Московского Художественного театра?

- Современность, эксперимент – это право, без которого нет современного театра, а тем более Художественного. Сам я не ставлю спектаклей в МХТ, но поиск талантливых режиссеров поддерживаю. Считаю это частью своей работы, службы в этом театре. А тех, что смелы, но не очень талантливы, таких стараюсь после проверки делом в театр больше не звать.

- О вашем таланте администратора, руководителя, организатора со времен вашего директорства в «Современнике» ходят легенды. На ваш взгляд, откуда у вас талант великого менеджера? Бытует мнение, что театр – это государство в миниатюре, так если вы так хорошо руководите театром, то могли бы возглавлять и государство. Могли бы? Или все же между театром и государством – разница огромного размера?

- Не хочу рассуждать на тему «театр – государство», но всегда был убежден, что в театре должен быть просвещенный абсолютизм. Иначе эта система не работает. И я не великий менеджер, я, скорее, кризисный менеджер, если говорить о Художественном театре.

- Есть мнение, что для хорошего творчества все важно, в том числе кабинет. Любите ли вы свой кабинет в театре? Возможно, в нем есть любимые предметы, реликвии?

- Мой кабинет хранит следы и знаки того, как проходит жизнь. И фотографии, и множество для кого-то ничем не связанных мелочей – это всё не реликвии, а просто знаки моей жизни. Я к ним привык.

- Адольф Шапиро рассказывал, что у него есть намерение поставить в МХТ новый спектакль по роману Клаусса Манна «Мефисто». Когда вы даете согласие на постановку, что для вас важнее – имя режиссера или все же литературный материал? Часто ли происходило, что режиссер так убежденно рассказывал о литературном произведении, что вы бросали все дела, и начинали читать это произведение?

- В решении пригласить на постановку того или иного режиссера важно все – и опыт работы с этим режиссером, и идея постановки, которая предлагается. В случае Адольфа Шапиро было важно и то, и другое. Мы давно и очень хорошо знакомы, и потому продолжаем сотрудничество.

- Однажды вы сказали о том, что ваш любимый роман - «Мастер и Маргарита». Кого вы бы хотели или могли сыграть в постановке романа или в экранизации? Наверняка, вы могли бы поучаствовать в спектакле «Мастер и Маргарита» на сцене МХТ, но вас там нет?

- Роман «Мастер и Маргарита» действительно очень люблю, наверное, в разные годы многих героев этой книги мог бы сыграть. Сейчас, наверное, Понтия Пилата. Но это так, абстрактно рассуждая. Планов сыграть кого-либо в «Мастере» у меня нет.

- Когда смотришь на цифру 116 – нового театрального сезона в МХТ - становится немного не по себе. Больше века – это срок. Не секрет, что вы серьезно относитесь к статистике и кассовой бухгалтерии. Какой самый удачный сезон был в Московском Художественном театре? Какой самый счастливый сезон за время вашего руководства?

- Счастливый сезон – это тогда, когда рождается хороший спектакль. И таких сезонов было немало. Радостно было на душе, когда тот же Володя Машков поставил в начале века, вскоре когда я возглавил МХТ,  комедию «13». С этим спектаклем наш театр вернул себе главное качество театра, проще говоря, вернул в свой зал публику. Может быть, это был самый успешный спектакль десятилетия. А вот совсем недавно молодой наш актер Саша Молочников сочинил спектакль «19.14 Кабаре» – на Малой сцене. И меня вот уже несколько дней не покидает чувство радости от этой работы. Талантливо проявился не только режиссер, но и вся команда актеров.  Ради таких мгновений существует театр.

- Олег Павлович, вы – человек команды, и при этом волк-одиночка. Есть в вас это вселенское одиночество. Как уживаются в вас два этих разных человека – волк и руководитель? Можно сочетать художника, который всегда одинок, с лидером, за которым большой коллектив?

- В самом творчестве есть вещи, которые решаешь только ты и отвечаешь всей своей жизнью. Но театр по природе - это компания, команда, и если этого не понимаешь, тебе не надо этим делом заниматься.

- Какое звание, имя для вас самое важное: Учителя, Актера, Художественного руководителя, Отца, Мужа, Гражданина?

- Я не могу выбрать. И это вообще ложный выбор. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Честное слово, если ты не поэт, то и гражданином хорошим не будешь. Надо быть хорошим актером, профессионалом, а все остальное зависит от судьбы, от бога,  от папы с мамой, от удачи, без которой тоже трудно прожить жизнь.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.