Послушайте, дайте учителю слово
Как недавно отметил глава ведомства Сергей Кравцов, «событиями разной тематики предполагается охватить все педагогическое сообщество страны». Но представить, что более миллиона учителей и наставников вовлекутся в подобные «активности», трудно. Особенно если признать, что праздники «для галочки» не в счет. Об этом, кстати, на различных форумах высказываются сами «виновники торжеств» — учителя, воспитатели, наставники. Вот там куда интереснее, нежели на официальном сайте министерства, насыщенного общими фразами про необходимость популяризировать наследие отечественной педагогики, не забывая о «персонализации обучения и индивидуализации образовательных траекторий».
Комментируя все это, педагоги говорят о другом. Не о том, как «отмечать», а о том, что их действительно волнует сегодня. Красной строкой — проблема бюрократической нагрузки, горы бумажной отчетности, отнимающей время от общения с учениками. Удивляются бесконечным спорам, должен ли учитель прививать детям общечеловеческие ценности или его единственная задача — научить своему предмету. Перед учителем с большой буквы такая дилемма вообще не стоит. Переживают по поводу прижившейся терминологии «образовательная услуга» и болезненно частой неготовности родителей к диалогу. А еще признают, что школа — сложный организм, работа в ней требует максимума внимания, душевных сил и энергии. Но успех учеников, их горящий интересом взгляд на уроке стоит того, чтобы посвятить свою жизнь воспитанию и образованию. И соглашаются со сказанным недавно председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко: «Педагог — стержень любого общества». Все так. Представители этой одной из самых мирных профессий каждый день как на передовой: сражаются с невежеством, побеждают неуверенность и детские страхи, отстаивают право ребенка на любовь и внимание взрослых. Не обходят стороной современные педагоги и вопросы, связанные с привлечением в профессию молодых кадров, искренне радуясь, что нынешний год не только про педагогов, но и про наставников. Надеются, что опыт старой школы наконец-то сработается с креативными идеями молодого поколения педагогов-новаторов. И верят, что «все лучшее детям» перестанет быть просто лозунгом, а действительно станет руководством к действию. А ведь мы именно этого ждем. В недавнем опросе Всероссийского центра изучения общественного мнения россияне в числе главных качеств, необходимых современному учителю, назвали высокую педагогическую квалификацию и любовь к детям. Просто хорошее знание предмета, к слову, отметили всего лишь 10 процентов.
Большая учительская неделя и Форум классных руководителей обещают стать ключевыми событиями нынешнего года. А лучшие представители профессии будут награждены ведомственными наградами. Дайте им слово. И сделайте так, чтобы их услышали все 80 миллионов граждан страны, которых Минпросвещения планирует вовлечь в «разные активности», посвященные Году педагога и наставника.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции