Когда некому сказать спасибо

Вот появился целый портал для связи с неким богом Интернета, великим И – как его здесь называют. И тут же нашлись желающие к этому И обращаться с просьбами, жаловаться на жизнь.
Удачно придумано? Да нет и здесь ничего нового. И без Интернета таких суррогатов веры всегда было достаточно. Стоит поставить на видном месте какого-нибудь истукана – ему тут же начинают поклоняться. Стоит объявить кому-нибудь себя гуру, тут же собираются ученики. Можно, конечно, удивляться, как искренне и наивно реагируют люди на очевидные мистификации. Только ведь удивляться тут нечему.
Так человек устроен. Так создан. Он должен верить. И специальный орган для этого есть. Душа. Она обнаруживается не только, когда болит. Но и когда тоскует по вере.
Если настоящей веры нет, обязательно появляются подделки. Свято место пусто не бывает – это как раз о душе.
Любой суррогат веры оборачивается злой пародией на веру истинную. И в нашей стране мумия воинствующего атеиста быстро стала для созданной им партии объектом поклонения подобно мощам святых. Так и пошло. Религию уничтожали, а религиозные формы копировали. Вся структура неверующего общества сохраняла в карикатурном виде церковную: вождь и ученики, всепобеждающее учение и священные книги, иконостас из членов политбюро и ритуальные песнопения...
Сейчас другие времена – другие суррогаты. Кто не идет в церковь – идет в Интернет. Само по себе это ни плохо, ни хорошо, так же – как, например, слушать радио. Если, конечно, не считать радио или Интернет храмом, а придуманного И – богом. Но ведь получается, что ищет продвинутый пользователь того же, что и обычный прихожанин. Только ищет там, где этого нет. И не утоляет жажду, а лишь распаляет ее.
Иллюзии манят, но больно ранят.
Круг общения - все шире, а одиночество – все острее. Материальные условия улучшаются, а тревога растет. Это ведь только кажется парадоксальным. Так бывает всегда, когда вместо настоящего – суррогат, вместо веры - игра в веру.
И дело не столько даже в том, что человек остро чувствует свою незащищенность. Что ему некого всерьез попросить о помощи.
Душа без Бога отзывается тоской не только на беду, но и на радость. Очень точно сказал об этом мудрый Гилберт Честертон: «Самый несчастный человек на свете - это атеист, он видит морской закат, и ему некому сказать спасибо за эту красоту».
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции