Почему самокаты — это будущее мегаполисов
Формально правила для самокатчиков ввели еще 1 марта. Но эти нововведения — лишь декларация. Так, например, самокатчикам нельзя разгоняться быстрее 25 км/ч. Отлично. Но кто и как будет измерять скорость? Неясно. Плюс гонять на самокатах можно в любом возрасте, да еще и к тому же по тротуарам. Плохая история. Сегодня столичные пешеходные зоны мало отличаются от дорог — по ним с огромной скоростью гоняют на электровелосипедах доставщики продуктов и блюд из ресторанов, да и обычные велосипедисты. Буквально на днях начнется массовое нашествие «самокатчиков».
С одной стороны, это здорово. Средства индивидуальной мобильности (СИМ) — это будущее мегаполисов. Они бесшумны, не дают выхлопа, им не нужны громадные, как автомобилям, парковочные пространства. Оставил у любого столба или дерева — и никому не мешаешь. С другой стороны, для СИМ, даже в весьма цивилизованной и удобной для передвижения Москве, пока нет инфраструктуры.
На тротуаре они опасны: в любой момент могут сбить пешехода. На проезжей части их самих могут сбить. Каждый раз, когда я вижу какого-нибудь отчаянного доставщика пиццы, несущегося по краю проезжей части, а то и вовсе между рядами машин, я вздрагиваю — камикадзе. Его шанс остаться в живых, будучи сбитым на дороге, близок к нулю. Но если этот отчаянный парень наедет на пешехода, тому тоже придется тяжко. И как быть?
Рецепта решения проблемы пока не предложил никто. Но, я думаю, что он по сути один: строить для самокатчиков инфраструктуру. А именно — велодорожки. Возможно, даже отделенные от дороги и тротуара специальными столбиками. Чтобы было понятно: здесь — только на СИМ. А где же, вы спросите, взять место? Москва ведь тесно застроена. Решение по каждой городской локации и по конкретным улицам, увы, придется принимать индивидуально. Где-то стоит сузить тротуар, где-то — уменьшить проезжую часть, где-то — сократить газон вдоль дороги.
Хотим мы этого или нет, но в Москве придется выстроить систему «уличных приоритетов». На первом месте должны быть интересы пешеходов, поскольку ходят буквально все — даже самые заядлые автомобилисты. На втором месте — тех, кто ездит на общественном транспорте, ведь он для города более предпочтителен, чем любой другой. На третьем месте — потребности передвигающихся на СИМ. И лишь на четвертом — автомобилистов. Рано или поздно Москва к этой градации придет, деваться-то нам некуда.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции