«Любовь». Фильм о чувствах, времени и смерти
А потом – посмотреть фильм и ответить на них еще раз.
Ну а душой и сердцем подготовиться и не пытайтесь: их все равно порвет пополам.
С просмотра этого фильма уходили многие, не выдерживая этого безжалостно-правдивого повествования с запредельным уровнем откровенности, от которой шла пузырями кожа. Потому что это фильм и правда - о любви. Той, что не кончается вместе с молодостью. Той, что пахнет уже не розами, а пылью старых семейных альбомов, хранящих запечатленное на фотографиях счастье, и болезнью, которую ничто не может остановить. Той, что наполнена не трепетом первых свиданий, а тяжелым и неистовым сопротивлением смерти.
«Воображение и реальность имеют мало общего…» Правда – в этом эпиграфе к фильму. Казалось бы, только и всего…
В фильме вообще нет лжи. Все – кристально ясно и при этом до крайности сложно. И пролог к фильму сходу раскроет его финал: режиссер Михаил Ханеке не пытается заигрывать со зрителем, устраивая тайны на пустом месте; он сразу обозначает - да, все будет так, как положено по логике, никаких неожиданностей не ждите.
Умело расставленные Ханеке «ловушки» - в другом. Они – в банальном по сути, но жестком откровении: молодость - проходит, и даже если вы не верите, что это случится с вами, она все равно закончится.
И еще важный пассаж. Тела героев с годами стареют, но чувства – нет. Они даже становятся крепче. Не верить в возможность этого – еще одна ошибка молодости.
[OBJ Трейлер фильма «Любовь» Михаила Ханеке]
Выбор актеров – особая статья. Жан-Луи Трентиньян (Жорж) – несколько подзабытая звезда кино – до «Любви» не снимался десять лет и считал, что в кинокарьере поставил точку. Сейчас ему 84. Эмманюэль Рива, сыгравшей Анну, в момент съемок было 85. Не юн и сам Ханеке – ему 73. (Моложава в ленте лишь Изабель Юппер – играющая дочь Жоржа и Анны). Но при этом в фильме нет ничего, что можно было бы назвать старческим. В нем много болезненного, безнадежно-обидного, но – не прогорклого. Ни одного лишнего или неверного по интонации слова, ни одного кадра, снятого без глубокого внутреннего смысла. И сыграно (или прожито?) это блистательно, это подлинный мастер-класс от двух великих актеров, представителей уходящей натуры – старой школы.
Что в фильме бьет наотмашь и шокирует? Только правда. В квартире-бастионе давно остановилось время и о смерти тут говорят без признаков сентиментальности. И ткань повествования, и глубина драмы складывается из миллиона обрывков ситуаций, деталей, штрихов и нот – ведь оба героя, да и их дочь – музыканты. И в этом осажденном смертью бастионе любви Жорж и Анна до последнего пытаются жить так, как жили прежде, как обещали друг другу… Ведь быть вместе в любой час, и час старости тоже, - это не просто слова.
Не ищите в ленте признаков какой-то «сумасшедшей» режиссуры, неожиданных сюжетных ударов. Ее козырь – простота и камерность, а эмоциональный удар запрятан в грубой и простой реальности, крайне тяжелой (если не сказать – непереносимой!) для восприятия.
… Зрительские слезы – восторга и горечи. Проклятия от тех, кто смотрит кино только ради зрелища. И - «Оскар», «Золотой глобус», два приза от Британской и четыре – от Европейской киноакадемии, пять «Сезаров» и «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля.
Смотрите. Или не смотрите. Думайте.
И любите. Хотя бы так, как можете…
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции