Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Русский след в Гарри Поттере

Русский след в Гарри Поттере

Чекист Андропов. Последний романтик коммунизма

Общество
Чекист Андропов. Последний романтик коммунизма
Политолог Георгий Бовт, колумнист «ВМ» / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»
12 ноября 1982 года генеральным секретарем ЦК КПСС, то есть руководителем страны был избран Юрий Андропов.

До того он долгое время проработал председателем КГБ. Другая памятная веха в его карьере – должность посла СССР Венгрии в то время, когда там советским властям пришлось подавлять антикоммунистический мятеж.

Про «андроповский стиль руководства КГБ» в последние годы уже появилось немало публикаций. Большинство из них, отмечая, что всемогущий Комитет делал, в том числе, большую и не совсем красивую работу по борьбе с инакомыслием (впрочем, в отличие от сталинских времен, за это уже не расстреливали, а Андропов придумал такую «кару», как высылка из страны), так или иначе находили в Андропове-председателе некие «человеческие черты». Он-де и Высоцкого с Визбором любил, и сам стихи писал, и даже отлично знал творчество «буржуазного» американского классика Гленна Миллера. Его личная скромность была, что называется, истинно большевистской. Он перечислял большие суммы в детский дом, а после его смерти наследникам остались разве что его личные вещи.

Но, конечно же, гораздо интереснее Андропов - нереализованный. Он руководил страной менее двух лет (по февраль 1984 года), причем последние полгода - фактически не вставая с постели из-за сильнейшей почечной недостаточности. И вот в этот короткий период была предпринята, видимо, одна из самых романтических и уже отчаянных попыток спасти советскую систему. Не меняя ее сути, а пытаясь найти и заставить работать в ней то, что коммунистам-романтикам (а нет никаких сомнений, что Андропов свято верил в коммунистическую идеологию, а не цинично притворялся) казалось ее «здоровыми силами».

Более известны, конечно, меры, инициированные Андроповым по «наведению трудовой дисциплины». Милиционеры в рабочее время устраивали настоящие облавы – с проверкой документов и рапортами на работу – в кино, магазинах, банях и т.д. Мол, почему вы, гражданин хороший, в рабочее время не на работе, а бегаете по все более пустеющим магазинам в поисках дефицита? Я и сам помню те времена, правда, мне было не страшно, так как я был студентом, а затем аспирантом, и график у меня был «вольный». Но люди реально поначалу стали опасаться «прогуливать». И как ни странно, даже такие меры привели к росту производства – в первом квартале 1983 года аж на 6 процентов, невиданные для последних «застойных» брежневских лет.

Еще больше известны андроповские дела против коррупции. Об этом даже сейчас кино снимают. Дело директора Елисеевского магазина в Москве Соколова, расстрелянного за то, за что сейчас не всякого и с руководящей должности снимут. Вообще московскую торговлю при Андропове потрясли серьезно: арестованы были десятки людей. Однако о корнях дефицита в планово-административной экономике никто почему-то тогда не задумался. Еще было дело первого секретаря Краснодарского обкома Медунова, было громкое «узбекское дело» так называемой «хлопковой мафии». Добрались даже до министра внутренних дел Щелокова (он застрелился) и его первого зама, зятя Брежнева Чурбанова.

Казалось, вот он рецепт оживления социализма, придания ему второго дыхания, - его надо лишь очистить от скверны, восстановить «ленинские нормы» - и все заработает. В своей программной статье в журнале «Коммунист» (эх, знал бы Юрий Владимирович, что именно оттуда выйдет автор «шоковой терапии по-русски» Егор Гайдар) «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР» в марте 1983 года генсек пишет, что надо больше экономить, рачительно относиться к использованию ресурсов, в том числе трудовых. Имеется там и тезис об «ускорении прогресса производительных сил». Не оттуда ли потом взялось горбачевское «ускорение»? Оттуда, конечно. Ведь Горбачева потом многие считали «учеником Андропова».

В то время большое число и простых граждан, и коммунистов воспринимали подобные статьи с воодушевлением. Мол, что-то начинает меняться, идет поиск путей преодоления застоя, от которого стало в стране совсем уже затхло. Но лишь с годами стала понятна крайняя ограниченность таких поисков «путей обновления» необновляемого. Шли наощупь, не дай бог повредить мифологию коммунизма. Призывая «познать по-настоящему страну и общество, в котором мы живем», Андропов видел такое познание исключительно в рамках «совершенствования развитого социализма» и при опоре «на прочный марксистско-ленинский теоретический фундамент». Однако, признание в том, что «мы еще не изучили общество, в котором живем, не полностью раскрыли присущие ему закономерности, особенно экономические», оно, конечно, много стоит после мертвечины многословья позднего, уже впавшего в маразм брежневизма. Как знать, сколь далеко зашел бы поиск по-андроповски, если бы генсек был много моложе, а главное – здоровее.

Как ни покажется это кому-то странным, но Андропов, бывший председатель КГБ, верил в демократию. Но демократию – социалистическую. Где «рабочий человек» - сам хозяин своей судьбы и страны. Этим романтическим коммунистическим духом проникнут «Закон о трудовых коллективах» (лето 1983 года). Работникам позволялось теперь участвовать в обсуждении планов, коллективных договоров, определении в том числе принципов расходования фондов оплаты труда. Голос работников по большей части был совещательным, однако в те времена «совещательный голос» мог звучать куда более веско, нежели теперь «решающий». Это, конечно, было идейным отсылом к последним ленинским статьям, которые в андроповские и ранние горбачевские времена принято было идеализировать (мол, там написано про «правильный социализм»), типа «О кооперации». Но в СССР по-настоящему кооперация так и не заработала, а всякая хозяйственная самостоятельность была задавлена административно-партийным аппаратом. А вот в некоторых европейских странах (например, в Испании, скандинавских странах ) подобные методы хозяйствования вполне даже показали свою эффективность.

В июле того же года принято постановление правительства «О дополнительных мерах по расширению прав производственных объединений (предприятий) промышленности в планировании и хозяйственной деятельности и по усилению их ответственности за результаты работы». Права руководителей предприятий в расходовании фондов (таких, как фонд развития производства и фонд развития науки и техники) были расширены, установлена зависимость зарплаты от объемов сбыта выпускаемой продукции, то есть повышен «не социалистический» принцип материальной заинтересованности. Для кондовой советской плановой экономики это было, конечно, существенным сдвигом мысли.

Наконец, в августе 1983 года на целом ряде предприятий и в нескольких отраслях начался так называемый экономический эксперимент. Всего на него перевели в конечном итоге 1850 предприятий. Вводился частичный хозрасчет, повышалась самостоятельность предприятий в планировании производства. Вышло и еще несколько подобных постановлений. Однако все это были, конечно, гораздо более робкие начинания, чем реформы, практически одновременно начатые по инициативе Дэн Сяопина в Китае. Сами основополагающие принципы плановой экономики, государственного ценообразования (о рыночных ценах и заикаться никто не смел), государственной собственности на все что можно - не подвергались сомнению. И хотя именно при Андропове была сформирована группа под руководством Михаила Горбачева и Николая Рыжкова (в нее вошли впоследствии ведущие идеологи перестройки – академики Амвел Аганбегян, Георгий Арбатов, Татьяна Заславская, Олег Богомолов, доктора наук Абалкин и Петраков и другие) по подготовке экономических реформ, она и при Горбачеве еще долго оставалась в плену старых социалистических догм. Как и сам новый молодой генсек.

Как знать, будь Андропов помоложе и продлись его правление дольше, он, возможно переосмыслил бы многое, а возможно, пришел бы примерно к тем же выводам и решениям, к которым пришли тогда коммунисты Китая, начавшие с особых экономических зон, а затем распространившие капиталистические принципы на всю экономику. Но он не дожил и не переосмыслил. Да и куда более молодой Горбачев, что примечательно, практически все свое правление «протоптался» в том же догматическом болоте.

Зато когда Андропов умер, хоронить его в Москву приехали и Тэтчер, и даже Рейган (хотя после сбитого южнокорейского пассажирского самолета в сентябре 1983 года российско-американские отношения пребывали в совершенно лютой форме холодной войны). Приехали, потому что уважали.
Мне кажется, в народе, успевшем совсем недолго пожить при скромном и умном Андропове (он чуть не единственный на «иконостасе» политбюро был все время в очках), впоследствии очень надолго сохранилось вот это чувство нереализованности, недоделанности его начинаний. Именно с опорой на «Контору», при строгости, дисциплине и борьбе с коррупцией. И это, как мне кажется, сыграло довольно важную роль в том, что через 16 лет после смерти Андропова страной вновь стал руководить представитель Комитета Государственной Безопасности, хотя к этому времени тот уже был и переименован, и разделен на несколько служб. В этом смысле произошла своего рода частичная «перезагрузка» романтизма. И нащупывая сейчас свой путь (он у нас всегда получается особый) в будущее, мы не хотим от него отказываться полностью, становясь на холодные рельсы циничного рыночного расчета. Словно чувствуя, что что-то мы такое важное упустили на сломе социалистической системы и советского режима.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции "Вечерней Москвы".

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.