- Город

Главная страница ВМ

Опубликовано видео поездки Владимира Путина по МЦД

ФСБ РФ ответила Украине на заявление об «угробленных» кораблях

Пассажирам рассказали, зачем нужна активация карты «Тройка»

Роструд рассказал о способе продлить новогодние праздники

Полковник «Альфы» объяснил, как нападавшему удалось победить капитана спецназа ФСБ

Москва запускает очередную программу по трудоустройству

Павел Дуров призвал избавиться от WhatsApp

Ученые предложили новый способ защиты печени от алкоголя

СМИ сообщили новые подробности о состоянии Анастасии Заворотнюк

Диетолог объяснила, почему на работе нужно отказаться от супа и котлет

Пресняков-старший объяснил секрет долгого брака ленью

Танцовщица из Петербурга бросила Джонни Деппа

Почему люди толстеют после 30 и как этого избежать

Александр Лосото

Игорь Ивандиков, "Вечерняя Москва"

Человеку нужны небеса на земле

Его давным-давно нет, того самого первого каменного московского храма, что по повелению князя Ивана Калиты был заложен 4 августа 1326 года.

На его месте в Кремле — державный Успенский собор, в котором венчали на царство многих русских царей и императоров. А всего сегодня в столице стоит свыше тысячи храмов и часовен. Практически столько же, сколько было до революции (те самые знаменитые «сорок сороков», то есть 1600 церквей, — скорее поэтический образ, нежели реальное число имевшихся в Москве храмов).

Да, далеко не везде проводятся регулярно, не реже раза в неделю, богослужения. Но любая церковь, на которую упал взгляд, заставляет хоть на миг отрешиться от бесконечной суеты мегаполиса и вспомнить о вечном. Эти каменные корабли, плывущие в царство Божие, так не похожи на утилитарную, рассчитанную на земные потребности человека, гражданскую архитектуру. Среди московских храмов есть подлинные, признанные всем миром шедевры. Вспомните, к примеру, воздушную, даром что каменную, резьбу церкви Рождества Богородицы в Путинках. Согласно легенде, строили ее не по чертежам — по вдохновенному рисунку! Вспомните св. Григория Неокесарийского на Большой Полянке, словно облитого глазурью из 9 тысяч многоцветных изразцов. Говорят, Наполеон, покидая Москву, раздумывал, как бы эту церковь увезти с собой в Париж.

Или возьмите знакомые с самого раннего детства ярко-радостные персидские тюрбаны Василия Блаженного. А есть еще совершенно удивительные Крутицы, есть изысканная кружевная церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, есть вернувшаяся из небытия громада храма Христа Спасителя. И, наконец, недосягаемо-прекрасная свеча Вознесения в Коломенском, устремленное в небо озарение, дошедшее до нас из средневековой тьмы.

Без тысячи больших и малых своих церквей Москва не была бы Москвой, городом, собравшим Русь и всю ее вобравшим в себя. Есть в столице типично ярославские храмы, есть — словно привезенные из земель владимиро-суздальских. А есть и такие, что, глядя на них, вспоминаешь о шумной вольнице Великого Новгорода. Оставили свой след в каменной церковной летописи столицы и иноземцы, коим не было числа — немцы, итальянцы, болгары, голландцы, сербы и талантливые посланцы других народов. И потому многие храмы эклектичны — как, впрочем, и сам город.

Так уж сложилась наша история, что в Москве едва ли не каждый храм — словно мученик. В советское время не закрывались лишь немногие, часть была безжалостно разрушена, а большинство лишились своих крестов, куполов и святынь. В церквях устраивали склады, ставили заводские станки, занимались спортом, крутили кино и танцевали.

В той же церкви в Путинках веселые циркачи дрессировали обезьян, а в храме в Большом Девятинском переулке, что спрятался среди новостроек близ нынешнего Нового Арбата, в годы сталинских репрессий были убиты сотни ни в чем не повинных людей. Потом его долго называли расстрельным храмом… Сегодня, к счастью, столичные церкви живут той жизнью, для которой их построил народ. Очень активно реставрируются, восстанавливают утраченные декор и росписи.

А в спальных районах Москвы растут все новые храмы. Порой приходится слышать, что, дескать, городская программа строительства 200 православных храмов избыточна, что просто нет столько москвичей, которые придут в них молиться. Но зайдите за ограду практически любой действующей церкви в городе. Посмотрите, как участвуют прихожане в церковной жизни, в каком порядке содержится территория, с какой любовью разбиты садики, сколько детей, пришедших сюда с родителями, играют у церковных стен. При виде такой картины как-то не возникает вопроса о целесообразности церковной строительной программы. Просто видишь своими глазами: все это очень нужно людям, простым москвичам, как нужны человеку небеса на земле.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

Новости СМИ2

Ольга Маховская, психолог

Три сестры Хачатурян: танец с саблями

Ирина Алкснис

Вода в Венеции, беда в России

Ольга Кузьмина  

Поменяйся. Или погибнешь...

Никита Миронов  

Стоит ли вводить минимальную цену на курево

Игорь Воеводин

Зачем мальчику с ДЦП подарили велосипед

Георгий Бовт

Протест как традиция

Дарья Завгородняя

Хватит притеснять курильщиков

Сергей Лесков

Главный процесс столетия

Чтобы помнили. Как школьникам рассказывать о войне

Собрал лучшего робота на международном чемпионате

Вдохновило творчество Фриды Кало

Рождение фотографии. Все началось с медной пластинки