Пыльный мешок знаний
Миронов / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

Пыльный мешок знаний

Общество
Для высшего образования и четырех лет достаточно. Даже трех! Не верите? А достаньте-ка из шкафа свой пыльный диплом! Достали? Откройте! Посмотрите названия предметов, которые вы изучали. Попытайтесь вспомнить хоть что-то из полученных знаний. И внятно изложить хотя бы десяток тезисов по каждому предмету. Ну как? Да никак. На сто процентов уверен, что ни фига вы не вспомнили и не изложили. Внимание, вопрос. А учили зачем?! Золотую юность тратили. А может и родительские деньги...

Наше высшее образование очень напоминает школьное. В него напихано все: нужное, нужное иногда и совсем ни для чего не нужное. Тысячи страниц пурги ни о чем. Я, помню, на факультете филологии и журналистики изучал (держитесь, друзья!) волновую теорию. Да-да, это из физики! И даже зачет сдавал. Кто знает - вот зачем мне волновая теория? Для общего развития? Так я лучше книгу почитаю. Научно-популярную, о том, что интересно, а не об этой скукотище. И такими волновыми теориями забито все высшее образование.

В любом гуманитарном вузе упорно зубрят английский. И я зубрил. Госэкзамен - на пять. Теперь - спасибо вузу - я полиглот. В любом турецком отеле с любым официантом объяснюсь на раз-два! Все те 30 слов, которые запомнил, использую играючи! Могу поблагодарить, послать и в случае чего объясниться англоязычной девушке в любви. Правда, я это мог и без вуза. И снова вопрос: а зачем я 10 лет (семь в школе, три, углубленно, в вузе) учил иностранный? Неужели даже до самых тупоголовых методистов не доходит, что язык без использования забывается за пару лет максимум? А активно используют чужой язык жалкие проценты обучающихся. Неужели не понятно, что без погружения в языковую среду зубрить что английскую, что китайскую грамматику - просто время терять. Это как машину купить и во дворе на несколько лет оставить. Потом не заведешь - не то, что не поедешь!

Вывод: вузовские программы давным-давно пора пересмотреть. Убрать все непрофильные, "из серии общих знаний", предметы. Эти "общие знания, необходимые каждому современному человеку" можно получить из книг и интернета. Нужно сделать предметы по выбору. Необходим английский или французский - учи. Не нужен - не теряй времени. Немалую часть обучения должна занимать производственная практика. Тогда всех этих дипломированных горе-специалистов, не знающих, откуда ноги растут, не придется после вуза переучивать. 

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы"

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

По принципу курса молодого бойца

Колонка обозревателя "ВМ" Натальи Покровской

Хочется верить, что Минобрнауки, наконец-то обратило серьезное внимание на вузы страны. Пока в стране, и, наверное, особенно в столице, глобальные реформы переживала средняя школа, высшее образование как-то совсем незаметно превратилось в кузницу полуфабрикатов. И с этой точки зрения громкие заявления министра Ольги Васильевой о необходимости пересмотреть сложившуюся систему подготовки высококвалифицированных специалистов вселяют определенные надежды. Например, на то, что руководители ведущих вузов страны начнут исправлять ошибки, сделанные при скоропалительном переходе на так называемую Болонскую систему образования. Как часто бывает, в нашей стране принцип обучения «балакавриат-магистратура» в большинстве университетов и институтов серьезно отличается от европейского аналога. А ведь там, как совершенно верно отметила в недавнем интервью г-жа Васильева, ее выстраивали столетиями, учитывая все «за» и «против».(далее..)

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news