Приведет ли школа к вере?
Наталья Покровская / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Приведет ли школа к вере?

Общество
Во что должны верить наши дети? Наверное, каждый родитель, исходяиз своих жизненных, морально-нравственных, а то и политических принципов и взглядов ответит на этот вопрос по-своему. Если вообще захочет отвечать. Потому что и промолчать имеет право, отказавшись выносить эту тему, как очень личную, на общественное обсуждение. Да и по закону, действующему в нашей стране, «никто не обязан сообщать о своем отношении к религии».

На днях представители РПЦ во время проведения в комитете по образованию и науке Госдумы круглого стола «Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы» предложили расширить школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» со второго по десятый класс школы. Мотивации сторонников идеи вполне понятны: пробел в воспитании подрастающего поколения необходимо чем-то заполнить. И, как отметил председатель комитета Вячеслав Никонов, духовное воспитание - это как раз тот инструмент, который может помочь выработать у человека иммунитет к разного рода негативным явлениям.

Намерения благие, спору нет. И религиозное воспитание в светских школах ученикам при этом, вроде бы не навязывается. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» сегодня как обязательный преподается только в четвертых классах. Родители вместе с детьми должны выбрать один из шести модулей: основы православной культуры, ислама, иудаизма, буддизма, историю мировых религиозных культур или светскую этику.

На этой стадии возникает затык. Что выбрать папе и маме для своего ребенка, если один из них, допустим, атеист, а другой - приверженец православия?

Но школа настаивает - выбирайте! И разъясняет, что преподавание этого курса направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учетом культурных особенностей и потребностей семьи школьника. Несовершеннолетний определиться с  выбором самостоятельно права еще не имеет. Правда, с ним родителям разрешается (даже рекомендуется) посоветоваться. Но отказ от изучения любого из шести модулей не допускается.

А теперь представьте: приходит ребенок домой из школы и спрашивает папу с мамой: «Какая у христиан есть причина для того, чтобы не лгать?» Вопрос законен, ведь в домашнем задании сказано: «Попросите родителей, других взрослых рассказать вам о православии». Что ответят ему родители, которые в церкви ни разу не были?

Возможно, именно поэтому по статистике прошлых лет 45% выбрали светскую этику, 33% - основы православной культуры, 18% - мировые религиозные культуры, 4% - ислам, 0,5% - буддизм и примерно столько же - иудаизм. И здесь уже трудно не согласиться со скептиками, задающими вопрос: а равнозначны ли с точки зрения образования, раз уж речь идет об учебном курсе, эти модули?  Основы мировых религиозных культур дадут выбравшим их школьникам знания куда более обширные, нежели изучение основ какой-либо одной религии. Определение «светской этики», предлагаемое для детей, вообще не слишком, прямо скажем, понятно: мол, это система знаний, помогающая судить о том, что следует и чего не следует делать, отличая добро от зла, прекрасное от безобразного. И еще (из одного учебника): «Этика - наука о том, что должно быть, а не о том, что на самом деле есть и может быть».

При этом на том же «круглом столе» представители Минобрнауки признали, что тестирование педагогов этого курса, проводившееся на добровольной основе, показало: не все учителя хорошо знакомы с его содержанием. Причем худшие результаты были по модулю «Основы православной культуры». Есть замечания и к учебным пособиям.

Решить проблему духовного воспитания внедрением сырого, не проработанного, а в некотором смысле и неравнозначного с точки зрения выбора, учебного материала вряд ли удастся. И так ли уж важно, к какой вере причастен человек, если он понимает, что нужно быть добрым, воспитанным, не вести себя по-скотски в мире? Не говоря уже о том, что истинно верующий никогда не развяжет конфликт из-за вопросов веры и не будет навязывать свою религию другому. Много ли таковых среди нынешних преподавателей, взявших на себя смелость в светской школе преподавать православие, иудаизм, буддизм или ислам?

Свобода совести и вероисповедания закреплены в нашей стране Конституцией. А к вере, во что бы то ни было, нужно прийти. Самостоятельно, и, прежде всего, в своей собственной душе и по собственной воле. А не по совету папы и мамы. Это долгий, сложный путь, связанный, в том числе и с нравственным взрослением. Нужно ли обесценивать его, превращая в формальный школьный предмет, на уроках которого юное поколение отсидит послушно свои 45 минут, да и забудет уже на перемене, о чем шла речь?

Да простит меня бог, не уверена…

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы"

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Основы религиозной культуры помогут освоить школьную программу

Колонка Иеромонаха Онисима, председателя Отдела религиозного образования и катехизации Московской городской епархии

Уникальность русской культуры в ее многоконфессиональности и многонациональности. Невозможно уважать и любить чужое, не зная своего. Расширение школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагает, что носители той или иной культуры будут изучать базовые элементы, с которыми их идентифицирует семья или региональная культурная традиция. (далее..)

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news