Когда гордыня кричит громче гордости
И шире — многие свято верят, что понять загадочную русскую душу может лишь русский человек. Американцы и разные прочие шведы на это органически не способны. Они все извратят, опошлят, сделают из нашего культового романа дурацкий мюзикл.
Не гордость кричит в нас — гордыня. Приятно, конечно, считать себя тоньше, умнее и интеллектуальнее всех на свете. Только где доказательства? Достоевский — самый популярный в мире русский классик и одновременно самый сложный. Лучшую экранизацию толстовской «Анны Карениной» снял английский режиссер Джо Райт.
Лучшую биографию Маяковского написал шведский исследователь Бенгт Янгфельдт, лучшую книгу о Чехове — англичанин же Дональд Рейфилд.
И наоборот: разве плохо Игорь Масленников экранизировал Шерлока Холмса с Василием Ливановым и Виталием Соломиным? В Туманном Альбионе эту экранизацию считают эталонной. На балет-хит «Щелкунчик» Чайковского вдохновил немецкий романтик Гофман. Мы читаем Хемингуэя, хоть и не американцы, ставим «Гамлета», хоть и не англичане, восхищаемся Сикстинской капеллой, хоть и не католики. Да что ходить далеко, если «Мастер» — это ведь роман о Христе, распятом в далеком от нас городе Ершалаиме. Но Булгакова это не смутило. Потому что для искусства нет границ, и любая душа может читать в нем как в открытой книге. Если, конечно, искусство настоящее, а душа не ослеплена национальными заморочками.
И последнее. Разве наши аутентичные режиссеры удачно экранизировали «Мастера и Маргариту»? Положа руку на сердце, вы удовлетворены многострадальной картиной Юрия Кары и сериалом Владимира Бортко? (Не говорю о «Собачьем сердце» того же Бортко, которым режиссер действительно «закрыл тему».) Многие российские театральные режиссеры замахивались на Михаила нашего Булгакова, да только адекватным его шедевру стал лишь великий спектакль Юрия Любимова в его Театре на Таганке.
Может, не выносить заранее приговор фильму, который не то что еще не снят, но даже не запущен в производство? В конце концов, любая «русская» экранизация нам на руку — она поднимает престиж нашей культуры, да и страны вообще. А не получится — ничего страшного, от Булгакова не убудет. Он же гений, мы-то с вами знаем это лучше всех на свете, не правда ли?
Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерняя Москва"
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Книга не для кино, а для чтения
Колонка нашего колумниста Валентина Звегинцева
Начну без предисловий. Не сможет Голливуд экранизировать «Мастера и Маргариту». Нет, фильм, конечно же, выйдет. И, может быть, если денег не пожалеют, он будет неплохой. Со спецэффектами, с очаровательной музыкой, талантливыми актерами (далее...).
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции