Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Хватит растить воинствующих невежд

Общество
Хватит растить воинствующих невежд
Ольга Кузьмина / Фото: IVANDIKOV IGOR
Министр образования Ольга Васильева заявила, что ЕГЭ по истории должен стать обязательным. Экзамен действительно нужен. Помню, пару лет назад на собеседовании в один известный вуз, на котором мне довелось присутствовать, абитуриент гордо сказал, что увлекается историей. Мое сердце будто облили медом: это было первое заявление о каком-то ином, кроме компьютера, увлечении.

Правда, мед быстро стек: в качестве примера значимых исторических личностей он назвал Д`Артаньяна и Атоса, был уверен, что Сталин и Ленин правили страной параллельно, не смог вспомнить ни одного ни советского, ни немецкого военачальника времен Великой Отечественной, а затем испытал затруднения, отвечая на вопрос, каким же был Адольф Гитлер. Услышав, наконец, что он был "не очень хорошим", я съязвила зло: "Сотни тысяч жертв газовых камер согласились бы с вами". Юноша посмотрел на меня незамутненным взглядом и уточнил: "Каких газовых камер?"

В таких случаях говорят: "И свет померк..." Он и правда померк для меня, поскольку открывшаяся под ногами бездна ужасала. Но если вы думаете, что этот выпускник лицея был кем-то «из ряда вон», то ошибаетесь. Таких выпускников, с обнуленным представлением о нашем прошлом и историческом прошлом в целом, у нас полно.

Как можно жить сегодня - без вчера? Тотальное незнание молодым поколением истории бесит. Недавно пошутила в студенческой среде: "Если что, поступлю с вами как Ольга с древлянами". Шутка не прошла: решив, что я имею в виду героиню популярного сериала на СТС, детки принялись шушукаться - что за герои там были эти «Древляновы».

Без знания истории невозможно понять ни классическую литературу, ни живопись. Возможно, кто-то скажет, что она молодежи уже не нужна, но это не так - стоит заглянуть на любую выставку. Молодых там, безусловно, в разы меньше, чем людей элегантного возраста, но они есть. Пока есть, точнее.

Ослабить поводья и пустить все на самотек? Примерно так и будет, если не сделать историю обязательным предметом. Разговоры о каких-то неравных условиях, которые это создаст для физиков и лириков, мне просто смешны: самой читающей средой в нашей стране были исторически представители инженерной прослойки – чистые, голимые «технари». Это была как раз та интеллигенция, которая имела представление и о литературе, и об истории, и создавала своим сообществом именно ту базисную часть населения, по которой и измеряется его «среднестатистический» интеллект.

История творится каждый день. Но для кого-то она – лишь цепочка случайных событий, а для кого-то – предмет для анализа, повод для размышлений и попытки прогнозов. История религии, те политические подвижки, которые были с ней связаны, феномены взлета и падений развития общества – это все она, проникающая во все сферы, отпечатывающаяся в языке, оставляющая следы в архитектуре, музыке, да в чем угодно. Она – это все. Хотите получить думающее поколение – заставляйте его учить историю. Хотите попкорн-мозги и гамбургер-интеллект – жалейте деток, пусть их головы будут освобождены от засилья дат и имен. Ищите да обрящете.

Вопрос же о том, как сдавать историю и в какой форме – наверное, куда острее, чем может показаться. Я, например, не вижу в ЕГЭ ни одного плюса, это моя личная и давно сформированная позиция. Но при этом прекрасно понимаю, что ни письменный экзамен, ни система вопросов-ответов, равно как и собеседование по предмету не гарантируют объективности преподавателей и многим школьникам могут испортить жизнь. Думаю, тут, какими бы ни были эмоции, нужно довериться профессионалам: ищите, друзья, форму. Но о содержании спорить бессмысленно – историю надо знать и понимать, иначе невежество окончательно поднимет голову, да еще и неизбежно станет воинствующим.

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы"

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Неравные условия для физиков и лириков

Колонка обозревателя "ВМ" Наталии Покровской

Человек, пройдя 11-летнее обучение, должен знать историю своей страны. В этом с министром образования РФ Ольгой Васильевой трудно не согласиться. А вот с ее утверждением, что ЕГЭ по истории должен стать обязательным, можно поспорить. (далее..)

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.