Игра на чужом поле

Игра на чужом поле

Культура
Свершилось! Фильм Андрея Звягинцева "Нелюбовь" номинирован на "Оскар" в категории "Лучший иностранный фильм". Положа руку на сердце, стоит признать, что выбор, сделанный в этом году Российским оскаровским комитетом в пользу «Нелюбви» очень  точен. Хотя допускаю, что со мной согласятся не все.

Многие к творчеству Звягинцева относятся прохладно (и, кстати, до появления «Нелюбви», я к нему относилась так же). Многие его творчество  вовсе на дух не переносят, пеняя режиссеру  на мрачность восприятия российской действительности и каждый раз искренне удивляясь выпадающим на долю режиссера зарубежным наградам: неужели именно такое кино  ждет от нас Запад?

Но «Нелюбовь» -  филигранно в профессиональном отношении сделанная картина. И, думается, что именно она  способна примирить с творчеством режиссера многих из тех, кто активно не принимал его «Елену» и «Левиафана», «Возвращение» и «Изгнание».  Фильм этот внятно и  обжигающе рассказывает историю о рушащейся  семье,  в которой страдает ребенок, ощущающий как уходит из-под ног почва и лишенный  права «быть любимым». А за авторским высказыванием Звягинцева читается сдерживаемая боль и лаконичное предупреждение обществу.

Что касается пространства американского «Оскара», то оно, как, впрочем, и пространство  любого киносмотра (и нашего, отечественного,  в том числе)  диктует свои правила игры. С ними нужно либо соглашаться и играть по ним. Либо не соглашаться и участия не принимать. И Российский оскаровский комитет урок этот, похоже, усвоил. Конкурентами «Нелюбви» в нынешнем году были тонкие, яркие,  но мало понятные американскому обществу фильмы. Среди них - рвущая душу  хлебниковская  «Аритмия» о трудовом подвиге врачей нашей «Скорой помощи»;  не менее чуждая американцам  балаговская «Теснота», сканирующая менталитеты народов, неспособных ужиться под единой «крышей»; утонченно-философская «Анна Каренина. История Вронского» Карена Шахназарова:  ну, и «Матильда» Алексея Учителя, которую  комментировать не буду – слишком много написано.

Да и в самой линейке фильмов Звягинцева, именно «Нелюбовь», пожалуй, и имеет реальные шансы получить «Оскар».  «Елена» и «Лефиафан» были способны привести американских академиков в тупик неразрешимыми для них вопросами: зачем спасать ребенка от армии, убивая кого-то? Почему решением суда – органа высшей социальной справедливости – гражданин лишается законного дома?

И правда, куда им разобраться в наших домашних «радостях»? Но если американцы не в состоянии сыграть  с нами «в шашки», то мы можем сыграть с ними  в поддавки. С нас не убудет! Кроме того, не стоит забывать, что  «Нелюбовь» представляет на международном экране  «Sony Classics», а продвигаемые этой мощной компанией картины не единожды брали призы в интересующей нас номинации.

Кроме Звягинцева за награду поборются победитель Канн шведский "Квадрат", победитель Берлинале венгерский "О душе и теле", чилийская "Фантастическая женщина", ливанское "Оскорбление".

Но мы-то будем держать кулаки за нашего Звягинцева.  Удачи вам Андрей Петрович!

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsYandex newsYandex dzen