Игра на чужом поле
Многие к творчеству Звягинцева относятся прохладно (и, кстати, до появления «Нелюбви», я к нему относилась так же). Многие его творчество вовсе на дух не переносят, пеняя режиссеру на мрачность восприятия российской действительности и каждый раз искренне удивляясь выпадающим на долю режиссера зарубежным наградам: неужели именно такое кино ждет от нас Запад?
Но «Нелюбовь» - филигранно в профессиональном отношении сделанная картина. И, думается, что именно она способна примирить с творчеством режиссера многих из тех, кто активно не принимал его «Елену» и «Левиафана», «Возвращение» и «Изгнание». Фильм этот внятно и обжигающе рассказывает историю о рушащейся семье, в которой страдает ребенок, ощущающий как уходит из-под ног почва и лишенный права «быть любимым». А за авторским высказыванием Звягинцева читается сдерживаемая боль и лаконичное предупреждение обществу.
Что касается пространства американского «Оскара», то оно, как, впрочем, и пространство любого киносмотра (и нашего, отечественного, в том числе) диктует свои правила игры. С ними нужно либо соглашаться и играть по ним. Либо не соглашаться и участия не принимать. И Российский оскаровский комитет урок этот, похоже, усвоил. Конкурентами «Нелюбви» в нынешнем году были тонкие, яркие, но мало понятные американскому обществу фильмы. Среди них - рвущая душу хлебниковская «Аритмия» о трудовом подвиге врачей нашей «Скорой помощи»; не менее чуждая американцам балаговская «Теснота», сканирующая менталитеты народов, неспособных ужиться под единой «крышей»; утонченно-философская «Анна Каренина. История Вронского» Карена Шахназарова: ну, и «Матильда» Алексея Учителя, которую комментировать не буду – слишком много написано.
Да и в самой линейке фильмов Звягинцева, именно «Нелюбовь», пожалуй, и имеет реальные шансы получить «Оскар». «Елена» и «Лефиафан» были способны привести американских академиков в тупик неразрешимыми для них вопросами: зачем спасать ребенка от армии, убивая кого-то? Почему решением суда – органа высшей социальной справедливости – гражданин лишается законного дома?
И правда, куда им разобраться в наших домашних «радостях»? Но если американцы не в состоянии сыграть с нами «в шашки», то мы можем сыграть с ними в поддавки. С нас не убудет! Кроме того, не стоит забывать, что «Нелюбовь» представляет на международном экране «Sony Classics», а продвигаемые этой мощной компанией картины не единожды брали призы в интересующей нас номинации.
Кроме Звягинцева за награду поборются победитель Канн шведский "Квадрат", победитель Берлинале венгерский "О душе и теле", чилийская "Фантастическая женщина", ливанское "Оскорбление".
Но мы-то будем держать кулаки за нашего Звягинцева. Удачи вам Андрей Петрович!
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции