Ликбез для Эйнштейна
Постановления ВЧК ликбеза, которой руководил нарком Луначарский, имели обязательный характер. Это было начало строительства лучшей в мире советской системы образования, приоритет которой в 1960-х годах признал президент США Джон Кеннеди.
В XVII веке кардинал Ришелье говорил: «Государство, все подданные которого образованны, подобно чудовищу, все органы которого наделены зрением». В ХХ веке грамотность стала фактором национальной безопасности и экономической эффективности. Но в Российской империи неграмотным было 75% населения. В Сибири грамотных было только 12%. Ни о мировой революции, ни о модернизации промышленности с таким показателем мечтать не приходилось.
Культурная революция была логическим продолжением революции социалистической. В 1920 году во всех губерниях были созданы курсы учителей — ликвидаторов неграмотности. В 1922 году — проведен 1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности. Решено в первую очередь обучить грамоте рабочих, членов профсоюза и трудящихся в возрасте 18–30 лет. Программа включала чтение, письмо, счет. Вышли первые рабоче-крестьянские буквари с легендарной фразой «Мы не рабы, рабы — не мы». Было создано добровольное общество «Долой неграмотность».
Работа учителя была сопряжена с риском. Беспризорников в СССР было семь миллионов. Работа с беспризорниками была поручена Дзержинскому и предполагала не только трудовое воспитание, но и обучение грамоте.
И все равно СССР к 1926 году занимал по уровню грамотности лишь 19-е место в Европе, уступая, трудно поверить, Турции и Португалии. В 1928 году ВЛКСМ объявил призыв культармейцев — 1 миллион человек! Число учащихся достигло 10 миллионов.
Наконец, введение всеобщего начального обучения в 1930 году создало гарантии грамотности. В 1939 году доля грамотного населения среди граждан 12–50 лет в СССР достигла 90%. В 1972 году ЦК КПСС объявил о завершении перехода к всеобщему среднему образованию.
Однако рано говорить о полной и безоговорочной победе над неграмотностью. Педагоги отмечают, что в 1950–1960 годах школьники писали грамотнее, чем сейчас. Согласно исследованиям Гамбургского университета, даже в Германии 15% населения остаются функционально безграмотными.
Вообще, что такое грамотность — умение бегло читать или умение понимать прочитанное? Это не одно и то же. В международных исследованиях по функциональной грамотности среди 15-летних школьников Россия заняла невысокое 27-е место.
Педагоги считают, что суть проблемы — в новой, изобретенной психологами методике обучения, основанной на звуковом воспроизведении текста, а не на смысле. В одном из экспериментов дети из 2-го класса лихо отбарабанивали текст про курочку, но, поскольку рядом был нарисован щенок, говорили, что история про собачку.
Стать грамотным непросто даже талантливым людям. В 1930-х годах Горький с иронией говорил: «Нам грозит весьма оригинальная, но невеселая возможность — увидеть читателей более грамотными, чем писатели». С ошибками писали знаменитые Агата Кристи и Ганс Христиан Андерсен, Хемингуэй и Есенин. И даже самый неоспоримый гений ХХ века Альберт Эйнштейн получил бы за диктант низкую оценку.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции