Скидка не доходит до покупателя
Вопросы взаимоотношений торговых сетей и производителей постоянно звучат на повестке дня. Основной корень проблем в стремительной консолидации ретейла и параллельном росте контроля над каналами реализации продуктов питания. В мегаполисе население покупает товары в основном в сетевых магазинах и видит на прилавке исключительно тот ассортимент, который выбрал закупщик сети. Так, снабжение продовольствием становится прерогативой нескольких операторов рынка. Более или менее крупное предприятие пищевой промышленности не может реализовывать продукцию, не взаимодействуя с сетями. При этом переговорная позиция у ретейла часто заключается в диктате условий, исключающем ответственность розницы за что бы то ни было. Для поставщика никакой свободы договора нет — он может подписать его на условиях сети либо искать альтернативные пути реализации, которых остается все меньше.
Вопросов накопилось множество. Законодательно они не регламентированы. Для их решения участники рынка подписали Кодекс добросовестных практик (КДП) — свод правил поведения для сетей и поставщиков. И если бы он исполнялся, конфликтов стало бы значительно меньше. В мае 2016 года было принято решение о том, что поставка товара в канал, который не был согласован сторонами, является недобросовестной практикой. Отступать от него, осуществляя несогласованные с поставщиком продажи товара в оптовом и мелкооптовом сегментах, неправильно. Несоблюдение норм подрывает эффективность системы саморегулирования как таковой.
Чем это чревато? Поставщик предоставляет сети скидки для их трансляции конечному покупателю, а сеть может вместо этого распространить их на свое оптовое подразделение. Это создает несправедливые условия независимым дистрибьюторам и может разрушить этот рынок в целом. Это негативно отразится на поставщиках, ведь большую часть дохода им приносит работа с альтернативной розницей через сеть дистрибьюторов. Кроме того, полученная сетью скидка на товар, а значит максимально привлекательная цена, не дойдет до потребителя. Предоставляя ее, поставщик рассчитывает на стимуляцию спроса. Если скидка не доходит до покупателя, это неправильно и нечестно прежде всего по отношению к населению.
Важно отметить, что мы не поддерживаем введение законодательного запрета на перепродажу сетью товаров в оптовый канал. На рынке есть подразделения, которые специализируются исключительно на этом. В частности, речь идет о сетях формата «Cash and Carry», то есть «бизнес для бизнеса». Если запретить перепродажу товара, то мы фактически наложим запрет на их деятельность, что неправильно. До тех пор пока сети не научатся строго следовать нормам КДП либо пока не будет выработан эффективный инструмент, гарантирующий ответственность за неисполнение договоренностей, государство не сможет отойти от регулирования торговли без риска снижения продовольственной безопасности.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции