Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Свой-чужой

Развлечения
Сформулированное живущим в США писателем Юрием Милославским понятие «Искусственный культурный контекст» относится не только к художественной литературе, когда читателю навязывается сконструированная автором, как правило, предельно критичная по отношению к прошлому, настоящему и будущему России реальность.

Рекламная кампания, восторженные отклики рецензентов, премии, объявление данного произведения бестселлером и «лидером продаж» во всех книжных магазинах страны способствуют превращению сконструированной реальности в некую внедряемую в сознание читателя матрицу, куда затем легко закачиваются идеи и смыслы, выходящие за рамки литературы.

Это, во-многом определяющее сегодняшнюю культурную политику, явление одновременно существует и не существует. Не существует по причине отсутствия термина, объясняющего его природу. В годы Великой французской революции в стране массово уничтожались культурные и религиозные артефакты. Тогдашние лидеры Франции, хоть и были пламенными революционерами, все же понимали значение искусства в жизни общества. Они не знали, как остановить разрушителей, пока один аббат (тоже, кстати, революционер) не назвал погромы храмов и дворцов, уничтожение картин и скульптур «вандализмом» по имени германского племени, некогда захватившего Рим. Был немедленно принят суровый закон против вандализма, и погромы прекратились. Сегодня никому не надо объяснять, что означает слово «вандал».

Советская власть учла ошибки своих европейских предшественников. Она придумывала и вколачивала в массовое сознание термины на все, даже не существующие, случаи жизни. Обществоведение социалистической эпохи — непроходимый лес из марксистско-ленинско-сталинских определений, объясняющих все и вся, но не дающих понимания истинной сути происходивших событий. Скорее, наоборот. Нельзя сказать, что сбросившее «накладные усы и бороды основоположников», как писал Солженицын, обществоведение новой России целиком и полностью отказалось от этого метода.

Свой-чужой  Советская власть учла ошибки своих европейских предшественников / Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

К примеру, в годы сталинских репрессий (а это не только истребление «ленинской гвардии» в конце тридцатых, но, прежде всего, коллективизация и ликвидация целых социальных слоев бывшей России — священников, дворян, купечества, научной элиты и так далее) даже по данным спорной современной статистики, больше всего погибло представителей русского народа. Но если уничтожение евреев нацистами в годы Второй мировой войны получило многозначный и никем не оспариваемый термин «холокост», а голод тридцатых годов на Украине обрел научное название «голодомор», геноцид русского населения во времена советской власти своего определения до сих пор не получил. Более того, искусственный контекст и сконструированная реальность в «премиальной» литературе и общественно-политическом «дискурсе» делают именно русский этнос (уже не по умолчанию, а на уровне подсознания самих представителей этого этноса) ответственным за все трагедии коммунистического периода.

В современном цифровом, информационном, фейсбучном, сетевом и прочем обществе очень трудно (особенно молодым, рожденным после СССР людям) сохранить интеллектуальную независимость, выработать собственные принципы понимания происходящего. Как это сделать, если отсутствуют научные и социологические дефиниции, объясняющие происходящие в мире и стране процессы? Какая социальная группа (раньше употребляли слово «класс») является сегодня, говоря марксистским языком, «гегемоном», определяющим исторический и прочий прогресс? Маркс в позапрошлом веке объявил таковым пролетариат, но он исчез вместе с индустриальным экономическим укладом.

В конце прошлого века гарантом стабильности и социального гуманизма считался «средний класс». Сегодня под напором мигрантов, политики толерантности и мультикультурализма, цифровой технической революции и смены приоритетов человеческой цивилизации (вместо космоса — смартфоны, вместо социальной гармонии и справедливости — «новый капитализм», когда один процент населения планеты владеет девяноста семью процентами ее активов) на первый план в качестве наиболее активного и все настойчивее диктующего свою волю сословия выдвигаются различные меньшинства, начиная от сексуальных и заканчивая любыми другими, включая самые экзотические.

У этого (опять нет термина!) объединенного сообщества имеются свои идеологи, свои представители в правительствах и международных организациях. Законодательства многих стран перелицовываются под неясные, зачастую противоречащие человеческой природе, требования нового креативного класса. Это особенно заметно в культуре, литературе, архитектуре, изобразительном искусстве, не говоря о музыке и шоу-бизнесе. Идеологическую платформу нового «гегемона» можно определить, как противостояние сложившимся в том или ином обществе культурным, национальным, бытовым, религиозным, научным, образовательным и прочим традициям.

Плюс наказание большинства за многовековые гонения. Именно этим целям служит внедрение через продвигаемую издательствами-монополистами премиальную литературу в умы молодых читателей искусственного культурного контекста, а через другие социальные механизмы — уже в повседневную жизнь общества — сконструированной и, как правило, враждебной человеку реальности, типа платной медицины, очередных образовательных стандартов, пенсионных новаций, безальтернативного (все навсегда останется как сейчас) будущего. Вот почему обращение к традициям, простым и понятным человеческим представлениям о добре и зле становится одним из способов сохранения природной идентичности, здорового взгляд на мир, опознавательным сигналом «свой-чужой» в понимании жизни и отношениях с другими людьми.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.