День ничегонеделания
А теперь вспомним об иудейском шабате. Шабат – строгий запрет всех действий. Запрещено все – работа в саду, у плиты, шитье, любое ремесличанье, любые работы по дому. Все надо сделать ДО субботы – и теперь в чистом доме, за уютным праздничным столом встречать Шабат.
Как разительно отличается этот подход от привычного нам «процесса труда», ничем и никем не остановимого, когда нет ни суббот, ни воскресений, человек берет недоделанную работу «на дом», а если и нет – то заполняет выходные уборкой, стиркой, разным домашним трудом.
Зачем иудеям шабат? Суть еврейского шабата – переживание седьмого дня творения, когда Господь отдыхает после сотворения мира. Но это переживание не религиозного сюжета, а именно своих шести дней творения – возможность оглянуться на сделанное, задуматься о том, все ли было правильно, праведно.
Стоит присмотреться к мудрости такого еженедельного ритуала. Ведь в самом деле, память чрезвычайно коротка. Семь дней – оптимальный период для рефлексии. Психологи давно установили принцип «семерки». Этот принцип гласит, что остается в памяти всегда семь (плюс-минус два) элементов. Например, внимание легко удерживать в течение семи (плюс-минус две) минут. Так и осмысление собственной жизни. Нельзя отложить его на какое-то неведомое «потом».
Рефлексия, превратившаяся в рефлекс, – настоящая гимнастика души, требует тяжелого труда. В году таких дней размышлений получается 52.
Нужны ли они?
Когда их нет - рефлексия настигает. Тоска сжимает своими бездушными цепкими пальцами, давит, топчет, убивает цвет и вкус, солнце и луну. Заполняет серым и непроходимым все выходы, и останется лишь влачить самого себя, сколько хватит сил. А ведь как правильно – остановиться, задуматься, вовремя вспомнить о несделанном, о сделанном не вовремя, все исправить, все почистить – и дальше, дальше!
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции