Акт людской солидарности
Basic CMYK

Акт людской солидарности

Общество
Заголовки новостных заметок о Дарах волхвов в храме Христа Спасителя не отличаются разнообразием: «В очереди к Дарам волхвов придется провести от 6 до 9 часов», «Москвичи стоят по семь часов в очереди к святыне» и т.д.

Несчастные телезрители, слушатели и читатели создают в голове образ огромного табло с циферблатом, где указано время «стояния в очереди». Это, по мнению многих журналистов, главная соль и смысл события.

Между тем, православные люди в нашей стране отличаются стойкой привычкой к таким вот очередям и разным испытаниям физического характера, в разумных пределах конечно. Вообще в традиционном русском сознании «без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Каждый воцерковлённый человек запросто может простоять на каменном полу храма два с половиной часа на вечернем богослужении или полтора часа на утренней литургии, причём натощак. Затем, после службы, если дело было, к примеру, в Троице-Сергиевой лавре или в Дивеево, встать в очередь, чтобы приложится к мощам преподобного Сергия Радонежского или Серафима Саровского.

Бывает, стоят по часу и более. А потом эти люди выходят в город с улыбкой на лице и несут хорошее настроение своим родным и коллегам, не все правда. В чём же тогда новость господа «акулы пера»? Есть ли смысл нагнетать ажиотаж вокруг весьма условного определения временных промежутков, десять раз писать слово «очередь» в заметке на три абзаца?

Мы по-прежнему имеем дело с неким барьером в восприятии нашей Русской православной церкви. Пытаемся разглядывать ее как на нечто внешнее, как ведомство или общественное объединение, которое «привезло», «разместило», «заставило людей стоять на улице часами». Разве не логично, что любой человек, носящий крестик на шее, сознательно также является представителем Церкви, а значит, уже не может смотреть на нее со стороны, да еще и сверху вниз.

Надеюсь, ни для кого не секрет, что поклонение святыням не относится к числу христианских таинств и не является обязательным условием для спасения? Вот это уже действительно интересный факт — десятки тысяч людей идут к Храму Христа Спасителя добровольно, безо всякого принуждения от церковных иерархов. Именно такой редкий для современной России акт людской солидарности стал, на мой взгляд, главной новостью.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции. 

ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ПАЛОМНИКОВ

Сотни верующих пришли поклониться 7 января к Дарам волхвов. Корреспондент "ВМ" передает с места событий.

– Мы приехали еще затемно, к 8 утра, – рассказала «ВМ» москвичка Валентина. – Вышли у Метро Кропоткинской, но здесь подход был перекрыт, пришлось делать крюк, идти к Парку культуры. Потеряли минут тридцать на этом. Потом стояли в очереди. Столпотворения нет, но людей очень много. Время пролетело быстро – в молитвах, в разговорах – я пришла с подругой. К Дарам волхвов приложились уже в 12 часов дня. И такие чувства – непередаваемые. Я даже всплакнула. Верю, что, когда прикладываешься к святыне, Бог помогает. У меня дети ходили к Поясу Богородицы. У них шесть лет не было ребенка. А после поклонения Поясу Богородицы – родился здоровый мальчишка. Разве это не чудо? И сейчас ждем помощи для наших семей, просим о здоровье, о благополучии (читайте далее).

ЧТО ТАКОЕ ДАРЫ ВОЛХВОВ?

На самом первом дне рождении у младенца Христа были три гостя. Один был юным мальчиков, второй - умудренным старцем с густой бородой, а третий выделялся среди всех темным цветом кожи. Юношу звали Каспар, старика - Балтазаром, а темнокожий гость был родом из Эфиопии и носил имя Мельхиор. Гостей никто не приглашал. Они пришли сами, ведомые светом Вифлеемской звезды.

Старинные фрески на Вифлеемской церкви Рождества Христова запечатлели момент, когда волхвы подносят новорожденному подарки. На фреске можно увидеть, что подарков три: по числу гостей. Один принес - золото в большой открытой чаше, другой - ладан в закрытом сосуде, а третий - мирр в амфоре. Казалось бы, зачем такие взрослые дары младенцу, не доросшему даже до погремушек. Однако волхвы принесли дары не просто так, а со значением. Ведь они во многом предсказали дальнейшую судьбу новорожденного. Золото означало, что Иисус станет Царем Иудейским, ладан был преподнесен Христу как Богу. Но самым печальным из этих подарков был мирр. Дорогое ароматическое вещество, применявшееся для бальзамирования тел, символизировало собой «многие страдания и погребение». (подробнее о святыне читайте здесь)

ГДЕ И КОГДА МОЖНО УВИДЕТЬ СВЯТЫНЮ

Москва: 7 - 13 января, храм Христа Спасителя
Санкт-Петербург: 14 - 17 января, Новодевичий монастырь
Минск: 18 - 24 января, Дом милосердия
Киев: 25 - 30 января, Киево-Печерская лавра

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news