Феофан Затворник

Общество
Православная Церковь 23 января совершает память преставления одного из выдающихся отечественных богословов и духовных писателей святителя Феофана, епископа Вышинского, канонизированного как «подвижника веры и благочестия, оказавшего глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества».

Святитель Феофан — один из любимых православными людьми духовных наставников. Его чуткость, внимательность и уважение к собеседнику, вот уже у нескольких поколений читателей вызывают самые добрые чувства.

Будущий Святитель родился в 1815 году в священнической семье на Орловщине. В 22 года после окончания Орловской Духовной семинарии поступил в Киевскую Духовную Академию, после завершения обучения в которой пострижен в монашество в Киево-Братском монастыре и вскоре рукоположен во пресвитера в Киево-Печерской Лавре. До 1847 года иеромонах Феофан преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Определенной вехой в его жизни стало назначение в Русскую Духовную Миссию в Иерусалим. Годы пребывания на Святой Земле были периодом углубленного изучения древних языков, открывших богословские глубины наследия святых отцов Православного Востока. Однако Крымская война вынудила о. Феофана вернуться на Родину, где он был вновь определен преподавателем Санкт-Петербургской Духовной Академии.

В этом же году будущий архиерей назначен ректором Олонецкой Духовной семинарии. Около года (1856–1857) нёс послушание настоятеля посольской церкви в Константинополе, откуда был переведён ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Феофан ЗатворникДиакон отец Сергий / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Архиерейская хиротония ознаменовала значимый момент деятельности Святителя: в 1859 году он был возведён во епископа Тамбовского и Шацкого. Годы руководства Тамбовской епархией владыкой Феофаном ознаменовались расцветом церковного образования: открывались церковноприходские и воскресные школы, а также женское епархиальное училище.

Епископские труды Святитель продолжил на Владимирской кафедре, управляя ей с 1863 по 1866 годы.

Следует предположить, что Святитель более всего желал подвига уединенного монастырского делания – в 1866 году, согласно прошению, он был «уволен на покой» в Тамбовскую Успенскую Вышенскую пустынь. Здесь в 1872 году он уходит в затвор, в течение которого он общался с миром только посредством переписки и публикации духовных сочинений. Годы затвора известны фундаментальными трудами: «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения».

Значение этой деятельности определил известный исследователь духовного наследия свт. Феофана архимандрит Георгий (Тертышников): «Время затвора — … центр жизни преосвященного Феофана, ибо именно тогда по преимуществу явились во всей силе его великие труды и подвиги…»

Желание полностью затвориться от окружающего мира было связано не с ненавистью или пренебрежением ко всему «мирскому». Он трезво, спокойно и размерено шел к Богу всю свою жизнь. А затвор стал очередным и важным этапом на пути этого познания.

Несомненно Святитель был образованным, интересующимся человеком, знал множество древних и современных языков. Не игнорировал научных открытий, внимательно анализировал происходящие в прогрессивном обществе процессы и не демонизировал их. Но только с любовью и уважением предупреждал о превратностях поспешных выводов и увлечений.

Главным человеческим подвигом, Феофан, следом за любимыми им древними Святыми отцами, признавал подвиг самопознания — познания собственной греховности. Его умозаключения являются плодами собственного опыта.

Великий святитель почил на праздник Крещения Господня 1894 года; был погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни.

Одним из современных центров изучения наследия Вышенского затворника является Научно-редакционный совет по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, при Издательском Совете Русской Православной Церкви.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news