Неукрощенная Укротительница
Кажется, еще недавно мы гуляли небольшой компанией по Летнему саду в Санкт-Петербурге на фестивале "Виват, кино России!" Людмила Ивановна была весела и обворожительна, она неизменно составляла центр любого актерского сборища. Возраст был ей удивительно к лицу даже в зрелые годы, причем она его, казалось, даже и не замечала – всегда подтянутая, на каблуках, с идеально прямой спиной, чуть насмешливая улыбка пряталась в уголках глаз. Все в ней напоминало юную и дерзкую Лену, ту самую "Укротительницу тигров", из-за которой чуть было не поссорились два фронтовых друга - герои Павла Кадочникова и Леонида Быкова в одноименном фильме Александра Ивановского и Надежды Кошеверовой.
Волевой характер и настойчивость пригодились Людмиле Ивановне для создания образа директора школы в столь любимой зрителями "Большой перемене". А ее избалованная Катарина в "Укрощении строптивой" шутя эту настойчивость довела до гротескного абсурда.
Способность Касаткиной глубоко заглянуть в душу человеческую до слез потрясала в фильме "Помни имя свое", где она, голодная узница Освенцима, просовывала под дверь маленькому сыну в детский барак вареную картошечку. И как же бесконечно хороша и значительна была ее Мадам Каролина в "Принцессе цирка", помните?! Это я – к тому, что Людмиле Ивановне были по плечу и загадочные героини, и острохарактерные, яркие, гротескные роли взбалмошных девиц и импозантных дам.
А как везло Касаткиной на партнеров! Александр Лазарев, Ролан Быков, Станислав Чекан, Валентин Никулин, Евгений Леонов, Михаил Кононов, Армен Джигарханян, Александр Збруев – какая гроздь талантов, и ведь каждый из них говорил об актрисе только самые добрые слова и только в превосходной степени.
Мне довелось видеть ее и на закате жизни, на сцене театра Советской Армии. Она пришла туда с учебной скамьи ГИТИСа и оставалась верна этой сцене всю жизнь. Режиссер Андрей Житинкин поставил специально на Касаткину спектакль "Школа любви" по мотивам романа «Гарольд и Мод» Хиггинса, ставший ее финальным бенефисом. Мод Касаткиной продолжала сводить с ума мужчин, они после спектакля толпились у ее гримерной, а ей ведь было уже 85 лет! Не случайно в финале герой, молодой человек, которого она научила любить эту жизнь, открывал бутылку ее любимого шампанского. Причем шампанское всегда было только настоящим! Людмила Ивановна выпивала бокал и иногда, хулиганя, говорила: «Еще!» Игриво отпивала еще глоточек – и зал неизменно взрывался овациями!
В образах ее героинь любовь была многогранна, каждый из ликов этой любви был соблазнителен, глубоко ранил или напротив, мгновенно исцелял, заставлял парить. Так было в кино и на сцене.
Ну а в жизни она оставалась верна ему, единственному - великолепному, надежному, талантливому Сергею Колосову, для которого была и Музой, и лучшим другом, и суровым критиком. Это у него она сыграла в картинах «Укрощение строптивой», «Вызываем огонь на себя», «Помни имя свое», «Душечка», «Операция «Трест» и многих других, вошедших в сокровищницу отечественного кино. Это с ним она прошла бок о бок огромную жизнь. И ушли-то из жизни они подряд, словно сговорившись - видимо, одному без другого на этой земле и впрямь нечего было делать.
Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции