За зрителя все скажет его костюм
Анна Бояринова

За зрителя все скажет его костюм

Культура
Что надеть в театр, каждый, конечно, решает сам. Но то, как зритель выглядит в театре, многое расскажет о самом зрителе. Если он приходит на спектакль в своем будничном прикиде, то, получается, что вечерний сеанс «живого» искусства для него равноценен походу в булочную или спортзал. То есть никакой разницы между булочной и театром. Про таких иногда говорят «как из тундры». Они, естественно, утверждают, что им просто удобно везде и всюду ходить в одном и том же, что они, мол, такие деловые интеллектуалы и на суетные мысли об одежде у них не остается сил.

В тундре такой подход, действительно, уместен. Там особенно не с кем считаться. А ведь то, как вы одеваетесь, характеризует еще и ваше уважение к окружающим. Если на работе за письменным столом еще можно потерпеть коллегу в растянутом свитере и рваных джинсах (мало ли кому как удобно трудиться), то в театре, куда многие идут за праздником, с этим мириться трудно. Там настроение создают все детали, попадающие в ваше поле зрения. Конечно, в темном зале не разглядеть, как одет ваш сосед по креслу, но в антракте все прояснится. Но для артистов и создателей спектакля важно подтверждение вашего трепетного отношения к их творчеству, в которое они вложили душу.

В Палермо, столице итальянской Сицилии, есть замечательный театр Массимо. Его зрителей можно угадать в толпе еще за сотни метров до театра. Там с одеждой все строго: мужчинам разрешается ходить на спектакли только в темно-синих костюмах, а женщинам - в черных платьях с меховыми аксессуарами. И ни для кого эти условия не представляется отягощением. Напротив, надеть специальный костюм - это честь: вы зритель знаменитого своими традициями на весь мир театра. То же самое можно сказать про ежегодные скачки в Великобритании: там правило не такое глобальное, но такое же строгое - всем женщинам приходить только в шляпках. Каких угодно, но в шляпках. И люди дорожат этим укладом, для них он не только символизирует связь времен и поколений, но и подчеркивает их высокий социальный статус. Они понимают, что такое одеваться соответственно мероприятию.

Эти примеры, однако, редкость. Слова «традиция» и «так принято» сегодня, увы, обесцениваются. Потому что глобализация. Сначала люди перестали носить свои национальные костюмы, по которым можно было еще сто лет назад определить, из какого региона России приехал человек. Потом они «подсели» на пошитую мировыми брендами одежду. И теперь эта «униформа» стала универсальной не только для всех народов, но и для всех событий. Глобализация незаметно подменяется деградацией массового сознания - если разницы, куда и в чем идти, нет. И тут уже никакой театр, даже самый гениальный, не поможет. Все в руках самого зрителя.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Не лицедейство, но лицемерие

Колонка обозревателя "ВМ" Виктории Филатовой

На днях художественный руководитель московского театра «Модерн» Юрий Грымов объявил, что вводит в своем театре дресс-код для зрителей. Изменения вступят в силу 23 мая, когда случится премьера спектакля «О дивный новый мир». (далее..)

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news