Сталин как гламурная жвачка
Интересно и то, что за последние пять лет резко поменялось мнение о том, нужно ли вообще вспоминать о репрессиях: пять лет назад 37% респондентов считали, что «лучше говорить об этом поменьше» и 49% призывали не забывать историю. Теперь соотношение обратное – 47% склоняются в пользу умолчания, а 38% по-прежнему считают, что нужно продолжать придавать данному вопросу повышенное внимание. 36% готовы оправдать человеческие жертвы достигнутыми в ту пору результатами в индустриализации и войне. Лишь около четверти населения (26%) считают Сталина государственным преступником.
Во всех этих цифрах нет ничего, на самом деле, ужасного ни по отношению к жертвам репрессий, но и ничего воистину вдохновляющего для тех, кто считает себя беззаветным «фанатом» Сталина и его методов руководства страной.
По мере отдаления общества от той поры, по мере того, как уходят поколения, ставшие непосредственными участниками (или даже жертвами) тех событий, опросы «о Сталине», как и опросы «о Ленине» носят все более абстрактный характер. Сохраняя при этом роль определенного теста на отношение к тому, что происходит в действительности. Это по-прежнему тест по принципу «свой-чужой», условно - «либерал-консерватор», «западник – ура-патриот» и так далее. В этом смысле исторические фигуры прошлого – в гораздо большей степени действующие лица текущей политики, нежели некие ходульные персонажи, пытающиеся как-то влиять на общественное мнение путем выдвижения каких-нибудь странных инициатив еще чего-нибудь запретить.
При этом опрашиваемые на тему своего отношения к Сталину, конечно же, никак не прикладывают условий того времени на себя лично. Они не помещают себя даже во сне (кошмарном или мечтательном – неважно) в те условия. Да и о жизни той во времена Сталина все меньше людей знают по рассказам даже своих родственников или знакомых. А все больше по фильмам. Причем телевизионным. Сериалам. И даже те 38%, которые отвечают социологу на улице, что, мол, важно изучать историю и помнить ее уроки, на самом деле являются таким же жертвами ухудшения качества преподавания истории и гуманитарных предметов, как и те, кто оправдывает жертвы сталинизма «великими свершениями». И тот, и другой взгляды – все более поверхностные. Являясь на самом деле еще и отражением определенных современных общественно-политических дискуссий. Когда образы Сталина или Ленина используют либо для подкрепления своих аргументов относительно текущей политики, либо для того, чтобы заклеймить оппонентов. Например, вы «против Сталина» - значит, пытаетесь принизить значимость победы в Великой Отечественной войне. Что, конечно же, есть передергивание, но у части публики на подкорке сознания откладывается.
Роль телевидения тоже забывать не стоит. Там происходит ползучая «гламуризация» сталинского периода советской истории. Отчасти – по соображениям идейным. Таким образом авторы фильмов и сериалов пытаются «попасть в тренд» таким, каким они его видят в силу своего мятущегося творческого сознания. Хотя по большей части речь идет об «эксцессе исполнителя». Никакого такого важного идеологического заказа с самого политического верха на «реабилитацию сталинизма» на самом деле нет. Как нет, впрочем, и заказа на педалирование темы «разоблачения сталинских репрессий», поскольку от разоблачений до «очернительства истории» - рукой подать, а это нам ни к чему. Довлеет, впрочем, скорее безразличное отношение к этой проблеме – по сравнению с прошлыми десятилетиями. У действующих политиков другие проблемы и задачи, волнующие их куда больше.
Ну а что касается телевизионной «гламуризации», то она, конечно, делает свое дело. Эпоха больших человеческих драм, свершений, побед и трагедий предстает как легкое «смотрибельное «телевизионное чтиво». Так, чтобы необременительно для мозга, не раздражающе и не пугающе. Иначе рейтинг упадет. Можно смотреть за ужином и не подавиться. Недавно вот появился фильм о сталинском телохранителе Власике. Боже, ну кто такой этот Власик, если с точки зрения Истории! Достоин ли он кинематографического воплощения? Так скоро дойдет до сериалов про сталинских поваров, шоферов, садовников и т.д.
Впрочем, метод «гламуризации» относится не только к эпохе сталинизма. А вообще ко всем историческим телесериалам. Таков закон жанра. В результате в социологических опросах наша драматическая, великая и местами трагическая история будет скоро отражаться как сплошной то ли мюзикл, то ли веселый карнавал, то ли нескончаемая мелодрама для домохозяек.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции