Технологии будущего разрабатывают сейчас
Это традиционный транспортный треугольник. Но через 15-20 лет два катета — дорога–водитель и водитель–автомобиль — будут не нужны. Транспортные отношения будущего станут проще и сократятся только до двух участников: автомобиль–дорога, то есть без водителя.
Тренд развития мегаполисов — развитие и создание беспилотного транспорта. Так, в конце 2017 года в Париже в тестовом режиме запустили беспилотные электрические минибусы, до этого два автобуса без водителя вышли на маршруты в Лионе. Минибусы без пилота возят пассажиров в японской Аките, в столице Финляндии Хельсинки. Двенадцатиместный автобус, почти полностью напечатанный на 3D-принтере, возит пассажиров в Берлине. Пока еще требуются операторы для контроля ситуации на дорогах с беспилотным транспортом.
Потенциальные места для использования беспилотников в городе — это территории аэропорта, они могут заменить шаттлы, большие парки с множеством объектов, «бизнес-кварталы».
Однако развитие беспилотников сдерживается пока еще недостаточной их безопасностью. Уже произошло два смертельных случая: в 2016 году пассажир беспилотника погиб во время испытаний: из-за яркого солнца и белого неба камера не заметила белый тягач с прицепом, и машина врезалась в него. В этом году другая беспилотная машина сбила насмерть женщину в городе Темпе, пригороде столицы Аризоны Финикса.
Пока ведущие концерны думают о том, как обучить машину «видеть» внезапные препятствия, города думают над развитием инфраструктуры для транспорта будущего.
Все, что можно, лучше внести в «мозги» беспилотника заранее.
Если загрузить в машину точную копию электронной карты города, беспилотник сможет не тратить вычислительную мощность процессора на распознавание знаков, сосредоточившись на том, что действительно важно — то есть на остальных участниках дорожного движения, в первую очередь — на пешеходах.
Такую карту разрабатывает наш институт.
Еще 4 года назад «МосТрансПроект», а тогда «МосгортрансНИИпроект», начал разрабатывать Комплексную схему организации дорожного движения. Это карта, на которой уже сейчас отображаются такие транспортные элементы, как знаки и зоны их действия, расстановка светофоров.
Сейчас мы используем схему для моделирования транспортных ситуаций. Оцениваем, как изменится связность в районе, если одну из улиц сделать односторонней; как скажется на трафике строительство высотного дома, установка или снос светофора.
Карта-схема уже показала эффективность в традиционном «транспортном треугольнике». По сравнению с 2014 годом число ДТП уменьшилось почти вдвое — на 46 процентов. Это стало возможным благодаря комплексному подходу: внедрению интеллектуальной транспортной системы, камер, платных парковок.
Сейчас каждый элемент дороги оцифровывается, чтобы в будущем стать картографической платформой для беспилотного транспорта.
Так автомобили заранее будут знать об ограничениях, искусственных неровностях и других препятствиях, а не только полагаться на сенсоры.
Москва готовится к инновациям. Почти месяц назад на Московском урбанистическом форуме мэр Москвы Сергей Собянин подписал соглашение о развитии беспилотного транспорта. Его подписали два автопроизводителя, поставляющие городу электробусы — группы ГАЗ и КамАЗ, Яндекс и НИИ автомобильного и автомоторного транспорта "НАМИ". Совместно планируется подготовить законодательную базу для внедрения беспилотных технологий на улицах Москвы, а испытания в реальных условиях с водителем в салоне позволят протестировать и обучить отечественные беспилотники и повысить конкурентоспособность российских технологий на мировом уровне.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции