- Город

Главная страница ВМ

Сергей Собянин рассказал о мерах адресной поддержки семей

Ветеранам выплатят по 75 тысяч рублей ко Дню Победы

Москва закрепилась в престижных мировых рейтингах

Избивший учительницу школьник наблюдался у психолога

Сколько тратит здравоохранение на курильщиков

Платные парковки появятся на 80 столичных улицах

Ксения Пунтус лично рассказала о произошедших с ней событиях

Зачем России понадобился ледокол за 127 миллиардов рублей

Актриса Екатерина Климова рассказала о бывших мужьях

Протоиерей объяснил, сколько святая вода сохраняет свои свойства

Мишустин рассказал Познеру о трех своих желаниях

Композитор Дунаевский объявил о разводе с седьмой женой

Сомнолог назвала главные вредные привычки перед сном

Макгрегор нокаутировал Серроне в первом раунде

Некрасиво пить... Запретишь

Итак, на повестке дня очередные законодательные инициативы по ужесточению правил торговли алкоголем. Забавно, но в этой теме отличие Москвы от других регионов весьма ощутимо, во всяком случае, по одному из пунктов.

Речь, разумеется, не о предложении повысить возраст продажи до 21 года. Тут общественное мнение страны будет вполне единодушно. Позиция «сынок, ты достаточно взрослый, чтобы держать в руках оружие, воевать и умереть за Родину, но слишком юн, чтобы покупать водку» выглядит... в общем, некрасиво выглядит. Так что хочется надеяться, что данное предложение будет в очередной раз отклонено.

Нет, речь о другом — об изоляции алкогольной продукции от других категорий товаров в отдельных помещениях магазинов, а то и вовсе ее продажа в специализированных магазинах.

Самое интересное — то, что для Москвы эта ситуация уже является совершенно обычной, хотя и не со стопроцентной распространенностью, конечно. Причем возникла она в результате естественного развития столичной торговли.

С одной стороны, супермаркеты без алкогольных отделов за последние годы стали вполне привычным явлением (особенно в спальных районах) просто потому, что многие из них расположены близко к школам и другим детским учреждениям. Что характерно — отсутствие данного вида товара вовсе не становится фатальным для таких магазинов.

С другой стороны, все большее распространение получают специализированные алкомаркеты. Не будем называть конкретные бренды, но соответствующие магазины — а их уже далеко не одна сеть — знакомы любому москвичу, хотя бы время от времени покупающему горячительное.

Более того, создается впечатление, что обычным алкогольным отделам в супермаркетах становится все труднее конкурировать со специализированными магазинами, поскольку они не могут предложить столь же широкий ассортимент напитков, не говоря уже о консультантах, способных дать квалифицированный совет в выборе вина или крепкого напитка.

Покупательница рассматривает товар в мясном отделе одного из сетевых магазинов Москвы. Сейчас стоимость продуктов питания стоит уточнять внимательнее  / Анна Иванцова

Покупательница рассматривает товар в мясном отделе одного из сетевых магазинов Москвы. Сейчас стоимость продуктов питания стоит уточнять внимательнее 

ФОТО: Анна Иванцова

С третьей стороны, несмотря на отсутствие строгих правил на этот счет, многие супермаркеты при наличии возможности сами предпочитают убирать алкогольные отделы в обособленные помещения.

В результате стоящий в данный момент в Рунете стон по поводу предложения об изоляции алкоголя в магазинах у среднестатистического москвича способен вызвать скорее недоумение: чего ругаться, если все своим ходом и безо всякого закона к тому идет?

И это действительно так. Москва выделяется только тем, что тут эти процессы начались несколько раньше и идут чуть быстрее, чем в остальной стране. Так что есть неплохие шансы, что через n-ое количество лет эта ситуация сама собой распространится по остальной стране.

Вопрос, скорее, в другом.

Когда уже довольно много лет назад в России начали «закручивать гайки» в правилах торговли алкоголем, причина данных решений была очевидна. Слишком уж тяжелое наследие осталось от 90-ых: круглосуточная торговля паленым алкоголем в любом ларьке, очень высокий уровень потребления спиртных напитков и в целом алкоголизм по стране. Именно поэтому все тогдашние меры встречали широкую общественную поддержку.

С тех пор обстоятельства изменились радикально, а главное — объемы потребления алкоголя (особенно крепкого) в России последовательно и устойчиво снижаются. Тенденции самые что ни на есть позитивные, и нет никаких признаков, что они могут измениться в худшую сторону.

Новый виток формального ужесточения правил продажи алкогольных напитков вряд ли повлечет за собой существенные результаты, зато позволит авторам инициативы в случае ее принятия приписать себе в заслуги дальнейший спад потребления спиртного, который бы последовал и без того. Он вызовет (уже вызвал) ропот все менее пьющего российского общества, раздраженного не возможным осложнением доступа к спиртному, а избыточными ограничениями и зарегулированностью всего и вся.

Сама по себе идея изоляции алкоголя от прочих товаров выглядит весьма разумной. Но представляется, что это тот самый случай, когда стоит предоставить процессам прийти к данной цели естественным ходом. Тем более что пример Москвы подтверждает, что ситуация движется именно туда.

Новости СМИ2

Илья Переседов

Как я стал угнетателем тайской женщины

Камран Гасанов

Смогут ли Путин, Меркель и Эрдоган окончить войну в Ливии

Георгий Бовт

Против кого дружить будем

Игорь Воеводин

75 лет освобождению Варшавы: в чем вина русских

Анатолий Горняк

Маме — 13, папе —10. Почему беременеют дети

Виктория Федотова

Бесплатный интернет нужен как воздух

Ирина Алкснис

Очерчены контуры новой стабильности

Жизнь во льдах. Какие задачи могут выполнять самые мощные корабли

Школьница придумала проект, который помогает людям

Учитесь анализировать и делать выводы

Тайный ингредиент вкусной выпечки