Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Наводнение

Наводнение

Конец эпохи Красной икры

Общество
Конец эпохи Красной икры
Размахнин / Фото: Игорь Ивандиков
Горячая тема для светского разговора: на Камчатке отпускные цены на икру взлетели почти вдвое, а это половина российского производства. Значит, и в рознице деликатес подорожает – то ли на 60-70 процентов, а то ли тоже вдвое. Причины, говорят, сезонные – «неурожай» лососевых после рекордных уловов прошлых лет. Аудитория «Фейсбука» смеется: мы, мол, икру давно и не покупаем почти. Прибедняются, конечно: хоть по праздникам, да едим икру мы, мещанское сословие. А вот для тех, кто беднее – похоже, что красная икра превращается в безнадежную роскошь, вслед за успешно забытой черной. Так получается, ничего личного.

Маркетологи называют такое «ценой отсечения». И, кстати, отсекать икру от массового спроса уже давно стали не только ценой, но и более тонкими способами. Вот массовый гипермаркет: дорогущий виски, скажем, можно просто снять с полки, а вот икру, пусть она и втрое дешевле той бутылки – надо покупать в специальной кассе после специальной очереди. Мол, знаем мы вас, черную кость, так и норовите спереть или сожрать барский продукт. Не то в изначально «барских» магазинах – там икра в свободном доступе, бери и клади в корзину. Клиенты-то не иным чета – успешный класс, кость белая. Психологический водораздел. Или классовый?

Так демонтируется в России система «доступной роскоши», главный творец которой – увековеченный в мясокомбинате нарком снабжения и торговли Анастас Иванович Микоян. В «России, которую мы потеряли» и кулинарию которой знаем по книгам Ивана Шмелева - было три съедобных фетиша: шоколад, икра и шампанское. Их могли, хотя бы и по праздникам, позволить себе многие – из тех, кто писал дневники и читал газеты. То есть, в масштабах страны, как раз очень немногие, вроде как нынешняя аудитория «Фейсбука». Крестьянин, рабочий, солдат, сельский батюшка - все эти люди проживали жизнь, не попробовав ни икры, ни шоколада, ни «пенного Аи».

А вот большевики под руководством товарища Микояна сделали и то, и другое, и третье – массовыми, условно общедоступными товарами. По праздникам – но купить и употребить можно: госцены. Оборотной стороной был, конечно, дефицит, но это уже другой вопрос. И гордились «доступностью роскоши», и считали ее завоеванием Октября.

Шли, как говорится, годы. И вот сейчас игристое вино и шоколад наших марок продолжают оставаться массовыми товарами – кто угодно может позволить себе бутылку полусладкого «с медальками» и плитку «Вдохновения». Правда, рецептура и ингредиенты уже полвека медленно, но верно «сползают» ради удешевления. В результате массовый продукт остается дешевым, но по качеству – уже суррогат. А «настоящие» шампанское (французское) и шоколад (швейцарский) стоят очень ощутимых денег – как раз впору по праздникам нынешним мещанам и недоступны всем, кто беднее. Собственно, и за границей ситуация похожая – «Вдову Клико и Моэт» от массового спроса отсекают ценой, иначе на всех не напасешься.

И всё это маркетологи научились делать незаметно, постепенно. Вот только с икрой все получается нагляднее и резче: она продукт натуральный и элементарный, удешевленный «масс-маркет» тут не сделаешь. Вот и приходится повышать цены «без анестезии» - так, что все замечают. Впрочем, к «лакшеризации» икры, как мы видим, уже все готовы. Хочешь, мол, дешево – покупай ту икру, что «из нефти». Ее-то хватит на всех.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.