Учись прощать. Неделя сыропустная
Митрополит Калужский и Боровский Климент считает, что интеллигенция должна активнее участвовать в деле просвещения людей. / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

Учись прощать. Неделя сыропустная

Общество
Это воскресенье – последний день перед началом Великого поста, и воспоминание об Адамовом изгнании, которое Церковь предлагает нам в этот день, актуализирует предстоящий нам подвиг.

Люди были созданы для жизни, наполненной радостью общения с Богом, но грех первого человека преградил им доступ к этой радости, и ныне каждый живущий на Земле, подобно Адаму, пребывает в изгнании.

Наступающее время Великого поста – семь недель перед Пасхой – должно стать для нас временем возвращения к Богу. Как Адам плакал о своем грехе, так и мы должны оплакать свои согрешения, постараться перестроить нашу жизнь, сверив ее направление и содержание с Божиим замыслом о человеке, и обновленными встретить Светлое Христово Воскресение. Великий пост является главным периодом внутреннего делания христианина. Эта пора духовных усилий должна привести нас к пасхальной радости вечной жизни с Богом.

Приближается весна, когда природа, пережив мертвящий холод зимы, пробуждается к новой жизни и украшается свежей зеленью. Так и человек через очищение в покаянии призван постоянно обновлять свое естество. Только мертвые деревья по весне не радуют глаз молодой листвой. Не станем им уподобляться. Даже современный человек, живущий в потребительском обществе XXI века, имеет возможности для духовного роста. В словах Евангелия, читаемого сегодня в храме, содержатся ответы на вопросы: «как правильно поститься?» и «с чего следует начать?».

Пост – это средство духовного совершенствования. Неправильно подходить к посту как ко времени изменения лишь пищи, а не всего образа мыслей. Христос учит: «Когда поститесь, не будьте унылы» и «собирайте себе сокровища на небе» (Мф. 6, 16,20). В Православии пост – это время надежды и духовных перемен, направленных на усвоение небесных благ, а не на приобретение тленных богатств (Мф. 6, 19) и не время напускной скорби. Подчиняя потребности тела духу, мы получаем свободу от власти греха и его порождения – печали, а сокрушение о грехах несет надежду на прощение. Вот почему воздержание во время поста приносит радость, которая свидетельствует, что для нас пост – не принуждение, а убеждение, что в нелегком деле нашего спасения «мы соработники у Бога» (1 Кор. 3,9).

И если цель поста – очиститься от греха, чтобы обновленными, с чистой совестью предстать пред Богом и перед людьми, то первый шаг в этом направлении – примирение с ближними. Именно это и требуется от нас в этот воскресный день, который называется Прощеным воскресеньем. Готовясь получить прощение от Бога, мы должны простить ближнего и сделать все, чтобы он простил нас. Сегодня Христос учит нас: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6,14), и «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5,21 24).
Прощение ближнего это великий дар, но и великий подвиг, и мы должны пройти этот путь. «Учись прощать… Молись за обижающих, зло побеждай лучом добра. Иди без колебаний в стан прощающих, пока горит Голгофская звезда», говорит поэт («Учись прощать» Б. Пастернак).

Однако сделать это нелегко, ведь произносимые вслух правильные слова не всегда отражают наши истинные мысли и чувства. После грехопадения Адама человеческая природа повреждена и составлявшие прежде одно целое ум и сердце у людей не согласованы. И даже прощая своих ближних, мы не застрахованы от предательских уколов обиды и сознания несправедливости. Но мы должны найти в себе силы «прощать не только словом, но всей душой, всей сущностью своей», как написал в своем стихотворении Борис Пастернак.
Тайна всецелого примирения заключена в любви. Простить ближнего – значит обрести любовь к нему в своем сердце. Прощение – это проявление любви. И наоборот: не желая оправдать и простить другого, мы убиваем в себе любовь к этому человеку и тем самым отторгаем себя от Бога, ведь «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4, 8). Преподобный авва Дорофей учит, что Господь «грех ближнего уподобил сучку, а осуждение – бревну. Так-то тяжело осуждение, превосходящее всякий грех».

В самом начале Великого поста человеку важно обрести любовь в своем сердце, которая, по слову апостола «не раздражается... все покрывает... все переносит» (1 Кор. 13, 5, 7), и из глубины любящего сердца обратиться ко всем, кого мы обидели или кто нас обидел, а также ко всем родным, близким и знакомым с коротким, но глубоким по смыслу обращением: «Прости меня ради Христа!».

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news