17 мгновений, что случились весной
Ни рекламы, ни пиара фильма тогда не было, и поэтому первую его серию многие увидели случайно. Но уже со второй серии, благодаря «сарафанному радио», к экранам прилипли все.
Роман Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны», при всех расхождениях с исторической канвой, можно назвать идеалом художественно осмысленной документалистики. Произведение это создавалось без особых претензий на литературность.
Однако благодаря киновоплощению роман обрел такую славу, которой не знали и куда более литературные вещи.
Любопытно: к экранизациям обычно много претензий, тут же, напротив, все сошлось идеально: нанизав на предоставленный Семеновым скелет событий «мясо» в виде великолепной режиссуры и актерской игры, Татьяна Лиознова создала 12-серийный киношедевр, не постаревший за годы ни на миг.
За несколько лет до «Мгновений» СССР был покорен другим сериалом со шпионо-разведческой начинкой. В 1969 году вышел пятисерийный «Адъютант его превосходительства» с Юрием Соломиным. Его герой был безупречен, блестяще выписан и великолепно сыгран. Но картина Лиозновой несколько затмила его популярность. Во-первых, герои фильма Лиозновой были более многоплановыми, чем герои картины Евгения Ташкова. И однозначные мерзавцы-немцы в «Семнадцати мгновениях» не были лишены ни обаяния (Шелленберг–Табаков), ни харизмы (Мюллер– Броневой и Борман–Визбор), ни искренней веры в свою правоту (Айсман–Куравлев и Лановой–Вольф). Да и Штирлиц — совершенно наш, донельзя преданный делу, — был слеплен по-новому и имел особые грани жесткости: он первый из советских нелегалов «экранно» расправился с воплощением зла, агентом Клаусом, и сделал это с завидной твердостью.
Но было еще и «в-третьих». Самое главное. Со времен Гражданской войны к моменту выхода «Адьютанта» убежало уже много воды. А к моменту выхода картины Лиозновой с 1945 года, когда развивались события в романе, прошло меньше тридцати лет! И те, кто воевал и помнил войну, были еще очень молоды. Для них оборотная ее сторона — с интригами, вторым планом, хитростями — была частью прожитой жизни или, по крайней мере, частью тех событий, к которым они так или иначе имели отношение.
Другое дело, что картина Лиозновой победила время. Она много лет находилась в забвении, как и ее гениальная создательница, но сегодня, как и в далеком уже августе 1973 года, смотрится на ура, хотя некоторых зрителей и раздражает приобретенный этой великой черно-белой картиной цвет...
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции