«Оскар» залит лунным светом
Увы, судя по всему, принципиальное служение чистому искусству почило в бозе. Оно не успевает за диктуемыми неистовой толерантностью прогибами позвоночника.
В этом году стало абсолютно ясно, что главная задача киноакадемиков — не объективность в оценке киноискусства, а попытка раздать всем сестрам по серьгам и меньшому брату пряник. А разодетые в платья, сшитые будто из советских гардин 60-х годов, дамы на красной дорожке довершили общее впечатление: прежде стильное великосветское мероприятие стало походить на съезд уездных барышень по случаю тезоименитства государя. Государь Оскар при этом был абсолютно равнодушен к копошащимся вокруг него людям: с тех пор как премия получила активный политический окрас и «сдвинулась» на толерантности, ему как будто тут неинтересно.
«Ла-Ла Ленд» не побил рекорда «Титаника», но взял шесть самых престижных статуэток, в том числе за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль. Непримечательный ничем, в сущности, фильм-мюзикл оказался в нужном месте в нужное время и, сыграв на тяге людей к ретро и незамысловатости, получил свой счастливый билетик. Да и бог с ним, право слово, фильм-то легок, но не зловреден. Через пару лет о нем, скорее всего, забудут, а «Оскар» останется.
Но, конечно, присуждение высшего приза Американской киноакадемии картине Барри Дженкинса «Лунный свет» — это особая, хотя и прозрачная история.
Рассказ о жизни и взрослении афроамериканца Хирона, которого в разных возрастных категориях играли три актера, — это социальная драма. Хирон глубоко страдает: он живет в криминальном Майами, кругом цветет буйным цветом наркоторговля, и на фоне этого безобразия подросток переживает конфликты со сверстниками, да еще и начинает осознавать свою нетрадиционную ориентацию. Все. Этого супового набора достаточно, чтобы соответствовать современному представлению о правильном кино.
Трудно сказать, как разложились бы «Оскары», если бы не конфуз года прошлого. Тогда афроамериканцы были обойдены премией, что сочли за проявление едва ли не расизма. А может, просто не было достойного кино?! Об этом — т-с-с-с, молчим, чтобы не заподозрили. Рассуждая так, академики и кинулись замаливать старые грехи.
За две недели показа в России «Лунный свет» посмотрели 6665 человек, он собрал чуть больше 2 миллионов рублей — то есть крайне мало. Большинству россиян терзания Хирона по определению не близки, да и игра актеров слабость кино контекста отнюдь не усиливает. Но все же случившееся на «Оскаре» как-то примиряет с действительностью. И правда, зачем киноакадемикам наш «Рай»? У них своего ада в достатке...
Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции