Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Демократизация вкусов

Общество
Демократизация вкусов
Александр Никонов / Фото: Из архива Александра Никонова
Как-то разговаривал я с Хазановым. Зашла речь об ансамбле Моисеева, и собеседник мой произнес неожиданную, но очень правильную фразу:

— Вы же понимаете, Александр Петрович, что этот совершенно уникальный коллектив — продукт империи. Сейчас повторить такое невозможно.

И, в общем, да. Невозможно. Никаких спонсоров не хватит. Только казна...

Что, не согласны? Не можете разглядеть империю, задрапированную кумачом? Да вы идиот!.. Сталин был не просто царем, он был воистину единовластным правителем. И потому закономерно восстанавливал имперский стиль. При нем вместо революционных «полпредов» вновь в язык возвратились старорежимные «послы», вместо «комбригов» — генералы, вместо «командиров» — «офицеры», вернулись золотые погоны. А вы знаете, почему запущенный при Иосифе Грозном поезд с идеологическим названием «Красная стрела» имел не соответствующие названию синие вагоны? Потому что именно такие вагоны 1-го класса были у царских поездов, в коих ездила аристократия... И о каком равенстве между кремлевскими небожителями и крепостными колхозниками можно говорить?

Империя — это неравенство. Империя — это разделение на аристократию и плебс, на вкусы высокие и низкие. Вверху ходили на оперы и балеты, балы и ассамблеи, посещали рестораны с накрахмаленными скатертями, а внизу — частушки и кабаки, сельпо и рюмочные. Вверху — барокко или сталинский ампир, внизу — избы и параллелепипеды бараков. Вверху — станиславские, мандельштамы и эйзенштейны, внизу — деревянная эстрада в городском парке и куплетисты ...

Вы опять не согласны? На сей раз с чем?.. Говорите, у Моисеева танцы разных народностей плясали?.. Бросьте! Я от танцев далек, но жена моя профессионально занимается танцами. Всю жизнь. Вот ее золотые слова:

— Все было наоборот — Моисеев ездил по стране и показывал народностям, как они должны танцевать.

Действительно, Моисеев брал за основу народный примитив — как Пушкин русские сказки — и подымал его на самый верх вкусового аристократизма.

То же самое было и с литературой. Помимо отвратительных цензурных функций, худсоветы несли и функцию эстетическую. Был некий стандарт качества, ниже которого опускаться не давали. А потом пришла демократия... Нет, я вообще-то люблю демократию. Но она пришла! И принесла с собой плебейский вкус. В издательствах исчезла редактура — практически полностью. Что принес автор, то и выпускают, не сильно озабочиваясь качеством. И щедро плещут в корыто книжных магазинов разноцветные помои! А потребитель усердно чавкает, поскольку не особо разбирается в сортах апельсинов... Даже корректура допускает такие ошибки, от которых благородный Розенталь повесился бы на шелковом шнурке.

Сравните помпезные сталинские высотки и убогие, наспех сляпанные хрущевские пятиэтажки, и вы поймете, что произошло с литературой во времена народного торжества. Она опростилась. Опростоволосилась. Осрамилась, как пьяная баба.

И тогда вдруг выяснилось, что круг людей, понимавших хорошую литературу, был узок, а всех остальных просто научили читать...

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.