Господин хороший или уже плохой?
И вот тут всем, кто хочет разобраться в теме, надо помнить два ключевых момента. Первое: артисты, актеры — люди публичные, и такое состояние дает им не только права и возможности, но и обязанности.
Потому что публичный человек влияет на аудиторию. Восторженные юноши хотят быть похожими на героев фильмов, замученная душевными исканиями интеллигенция ищет в словах актеров великую мудрость, журналисты цепляются за каждое слово и моментально разносят по свету… И все это надо учитывать.
Надо также учитывать, что актеры, по давнему убеждению культурной части общества, должны нести в жизнь «разумное, доброе, вечное», а не разброд и шатание. Беда всех публичных профессий в том, что их представители должны взвешивать каждое свое слово и отдавать себе отчет в том, что на них смотрят и их слушают. Всегда, в любых условиях.
И если уж ты выбрал профессию актера, то будь любезен, соответствуй. Можешь пьянствовать и материться, но только до тех пор, пока это на пользу зрителям и слушателям. Или делай это дома, чтоб никто не видел. В противном случае из культурного явления ты переходишь в бескультурье. Можешь вещать в массы свои политические взгляды, но тогда должен быть кристально честен и понимать, что такое «национальные интересы», геополитика, патриотизм и прочие «измы», из-за которых случаются всякие кризисы, реформы и войны. А если твои слова вместо разумного и доброго провоцируют в массах разобщение и возмущение, то ты уже не актер, а просто, извините, провокатор.
Второе: умные люди уже давно выдали формулу «быть патриотом страны, но не обязательно государства». Государство может быть разным, а страна, Родина, всегда одна. Хоть ты тресни. После Гражданской войны многие белые офицеры пошли служить Советам совсем не потому, что возлюбили идеи социализма, а потому, что имперская Россия стала советской Россией. Понимаете? Имперская сменилась на советскую, но Россия-то осталась. Ей и служили. Мы власовцев считаем предателями не потому, что они нарушили присягу РККА или боролись с правившим тогда режимом, а потому что служили оккупантам-иноземцам, врагам нашей Родины, а не конкретно Сталина.
Актер Ефремов в роли «Господина Хорошего» критикует наше государство. Вполне в праве и порой, будем откровенны, есть за что. Когда он выдает сатиру на наших сценах, это может быть на пользу стране. А вот когда актер Ефремов выдает фразы типа «Россия погрузилась в империалистический морок и испытывает фантомные боли по потерянным после развала СССР территориям» в стране, утверждающей, что она воюет против России, то тут из «господина хорошего» он превращается в господина плохого, потому что, по сути, идет против своей страны. Не государства — страны. Вместо того, чтобы сглаживать углы непростой ситуации с Украиной, пропагандировать братские чувства, Ефремов сеет словами раздор.
Лишать его звания не надо, он заслуженно его получил за свой талант. Но надо помнить, что талантливый противник… все равно противник.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Давайте простим Ефремова
Колонка обозревателя «ВМ» Михаила Виноградова:
Михаил Ефремов, обаятельный представитель театральной династии, опять оказался в центре скандала. На этот раз он отличился в интервью украинской радиостанции. Ефремов заявил, что после распада СССР ушел «коммунистический морок», однако на его месте появился «империалистический морок», который есть и сейчас. Актер посчитал это «фантомными болями». Патриотическая общественность интернета, само собой, возмутилась (далее..)
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции