Не мемом, так катаньем
К счастью, кликбейтовое безумие быстро сошло на нет, и обнаружить сейчас такой заголовок можно, только если специально искать. Но некоторый осадок все же остался.
Сразу стоит сказать, что государственная мысль в этот раз направлена ровно туда, куда необходимо. Молодежь — зверь ленивый и, к тому же, быстро теряющий мотивацию с концентрацией. Случись выборы, до участка еще надо дойти, документы еще не забыть. А по пути сколько всего может случиться. И в итоге даже спланированный поход на голосование может завершиться не бюллетенем в урне, а попойкой в баре.
С другой стороны, если продемонстрировать молодым людям, что чтобы выразить свое мнение о несомненно важных вопросах, которые напрямую коснутся их жизней, не надо никуда тащиться, а достаточно просто достать из кармана смартфон и в специальном приложении выбрать нужный пункт, то явка, как и рассчитывает спикер Мосгордумы Алексей Шапошников, действительно скакнет. Для верности можно нанять экспертов, которые помогут снабдить каждый из вариантов справкой, в которой расписываются плюсы и минусы выбираемого решения вопроса. Такое молодежь точно оценит.
Но вот союзник в нелегком деле продвижения электронного голосования выбран совершенно не тот. Мем, как описал его создатель, эволюционный биолог Ричард Докинз, — это единица культурной информации, которая активно размножается. Интернет- же мем, хоть и наследует основные черты своего предка, гораздо более спонтанен. Любая смешная картинка, фраза или видео может в одночасье превратиться в центр обсуждения миллионов человек, а по форумам и блогам разлетится бессчетное количество копий, пародий и ремейков. С такой же легкостью о «зачетном мемасе» интернет-аудитория может забыть уже через три–четыре дня. Все, нет его, как будто и не существовало. А сообщество уже нашло себе новый объект для смеха. И лишь избранные единицы устаканиваются на годы в общественном сознании.
Уверен, Алексей Шапошников совершенно не хочет, чтобы такую важную вещь, как электронное голосование, помусолили пару дней, обозвали «игрушкой для старичья» и бросили в пыли у дороги. Поэтому прибегать к абсолютно ненадежной культуре мемов совершенно не нужно.
Не стоит пытаться понравиться аудитории, которая вчера смеялась над тем, как Илон Маск смеется над дохлым оленем, а сегодня с гиканьем прыгает вокруг яиц, куличей и шашлыков. А вот двигать полезные вещи в народ надо. Но не так.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции