Митрополит Климент: Слово на Богоявление
Митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви. / Фото: Анна Иванцова , «Вечерняя Москва»

Митрополит Климент: Слово на Богоявление

Общество
Завершились святки, и настал праздник Богоявления. В этот день Церковь вспоминает явление Христа на Иордане, пришедшего креститься от Иоанна.

Иоанн Креститель – последний из пророков ветхозаветного периода. Он был старше Христа на полгода и являлся Его Предтечей. Еще в древности Господь через пророков говорил: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мк. 1,2). Проповедь Иоанна сопровождалась крещением «покаяния для прощения грехов». Люди шли креститься к нему на Иордан не только из Иерусалима, но со всей Иудеи и окрестностей Иорданских. Предтеча Господень говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня... Он будет крестить вас Духом Святым» (Мф. 3,11).

И вот в один из дней Иоанн Креститель увидел среди людей идущего к нему Иисуса. Он не знал, Кто это такой, но Бог открыл ему, что это «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1,29).

Евангелие передает нам, что «Иоанн удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На что Христос ответил: «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3,14–15). После этого Иоанн «допускает Его» и совершает Крещение.

Когда Христос вышел из воды, то «отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него». Не небо, говорит евангелист, а «небеса». Это значит, что не только весь космос открывается перед Христом, Им восстанавливается полнота богообщения, утраченная Адамом, и являет нам Бога в полноте единства Пресвятой Троицы. И в то же время раздался «глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3,16–17).

О чем говорит нам этот праздник? В воспоминаемом событии мы видим явление Святой Троицы. Как говорится в тропаре этого дня, людям «открылось поклонение Троице». Поэтому и праздник называется Богоявлением: Сын Божий, вторая ипостась Святой Троицы, зримым образом сходит в воды Иордана, Дух Святой в виде голубя нисходит на Него, и глас Отца свидетельствует о Нем. Именно с этого момента благоволением Отца и в Духе Святом начинается проповедническое служение Христа.

Вспомним, что, когда Господь творил мир, земля «была безвидна и пуста…, и Дух Божий носился над водою», и начало сотворению человека положил совет Святой Троицы. На Иордане Дух Святой сходит на Христа, являя людям нового Адама, нового Человека, Сына Божия, Который будучи Богом, принадлежит к и нашему человеческому роду. Явление Святой Троицы при крещении Христа знаменовало начало спасительного служения Сына Божия. Бог не оставил согрешившего человечества, и дело спасения было запечатлено в человеческой истории.

Крещением от Иоанна Христос показывает, что Он пришел приобщиться к судьбе людей и освятить весь тварный мир. Погружаясь в воду в Таинстве Крещения, каждый крещаемый погребает своего «ветхого человека» и выходит омытым от грехов. В купели Крещения его естество обновлено, находится в состоянии невинности первого дня творения и воссоздано для новой жизни во Христе.

Важную подробность сообщает нам евангелист Лука. Он отмечает, что, когда Христос крестился, Он «молился» (Лк. 3,21). Погружаясь в воды Иордана, Он не прерывал связи со Своим Отцом, и именно во время этой молитвы на Него снизошел Дух Святой. Мы знаем, что и во время своего общественного служения Христос постоянно удалялся на молитву.

Задумаемся, а какое место молитва занимает в нашей жизни? Что значит для нас Крещение? Просим ли мы Бога Отца о ниспослании нам обещанного Святого Духа? Часто скопление людей в храме или суета наших домашних мешают нам молиться. Однако Спаситель, окруженный большим количеством людей на Иордане, показывает, как мы должны молиться – сосредоточенно, имея одного лишь Бога перед собой.

Грядут праздничные дни, когда Церковь будет призывать нас: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: придите, примите Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Господа». Мы будем на службе, наберем крещенскую воду на весь грядущий год, будем пить ее и окропляться ею, кто-то решится окунуться в проруби или источнике... Но неужели все это мы будем совершать с «окамененным сердцем»? Неужели не умрем для греха и не оживем для правды? Неужели наша душа не оживится нисходящей благодатью Духа Святого?

Сам Господь показал нам пример, что всякое дело должно начинаться с молитвы и ею сопровождаться. Так призовем же Его из глубины верующего сердца: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22,20).

 

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news