Некрофилы и поклонники
Политолог Георгий Бовт, колумнист «ВМ» / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

Некрофилы и поклонники

Общество
Константин Райкин вновь оказался в центре скандала. И снова он «сцепился» с государством. И если в прошлый раз, осенью, он обвинил его в цензуре, то теперь Родине-матери досталось за то, что она, дескать, страдает некрофилией.

Ничто, казалось бы, не предвещало. Константин Аркадьевич выступал с моноспектаклем в Филармонии имени Шостаковича под названием «Над балаганом небо...». И, видно, вспомнил старую русскую традицию, когда правду-матку резали шуты да юродивые. Мол, чем я хуже! Ничем. И выступил. Но не на заседании Госсовета по культуре и не на встрече творческих работников с президентом или, на худой конец, с министром культуры. А так, для публики выдал. Мол, страна наша представляет собой «некрофильское государство». В том смысле, что сначала травит творческих личностей (было перечислено много имен, начиная с Бродского), а затем «их именами называем улицы, площади, станции метро, а до этого убиваем». А еще, по его словам, в российском обществе нет «нравственной прививки». Потому народ всегда смотрит в рот власть предержащим. Что оттуда вылетит.

На самом деле, если бы не прошлый скандал вокруг цензуры, который вызвал даже реакцию президента, думаю, на нынешнее высказывание худрука «Сатирикона» никто бы и внимание не обратил. Мало ли кто чего ляпнет. А так, конечно, теперь ловят каждое скандальное слово. В конце концов, смысл сказанного не уникален. Вон и Лермонтов писал – «и вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ». А Чернышевский так и вовсе обозвал Отчизну: мол сверху донизу – все рабы. Да и, объективности ради, травили у нас многих. А после смерти, да, прославляли. Правда, так, чтобы затравленных увековечили именно в станциях метро, такого не припомнится. Да и после 1991 года как-то вообще не припоминается ни один яркий затравленный властями художник. Что слова, что кисти, что балета или кино.

А Пушкина, в честь которого станция метро есть, все же Дантес убил, а не Николай I и даже не Бенкендорф. Николай даже все немалые долги семьи из казны покрыл потом. А Маяковский вполне себе с советской властью уживался. Вот с женщинами – да, запутался.

Разумеется, из уст «профессиональных охранителей» сразу пошла речь про деньги. Мол, как не стыдно, получая на свой театр из госказны, еще и бить руку дающего. Действительно, напоминания худруку «Сатирикона» насчет того, почем он обходится налогоплательщикам, аккурат участились еще после прежнего скандальозу. Тогда Минкульт счел нужным напомнить, что вообще-то у Константина Аркадьевича с посещаемостью спектаклей не того-с. Уровень 50-51 процент. Маловато будет. Это худший показатель среди федеральных аналогичных театров. Да и премьера в прошлом году была всего одна. А субсидии были получены (правда, с некоторым опозданием, поскольку еще в середине года Райкин сетовал, что чуть ли не закрываться придется). Много ли? Несмотря на внушительную вроде бы сумму – 235 млн рублей в прошлом году (более 190 в позапрошлом), а в этом, как уже объявлено, 250 млн – это не так уже много для полноценного театра. Все же были большие траты, связанные с реконструкцией театра, полгода коллектив был фактически в простое. Но все же такие деньги на дороге не валяются.

Как должен вести себя худрук, получающий пусть не на уровне Большого театра, но все же госфинансирование? Если упрощать, то можно ответить так: раз получил хоть копейку от государства, то молчи в тряпочку. Но, мне кажется, что подобным образом «наказывать рублем» за вольность мысли хоть какого художника, а не только сына Аркадия Райкина, все же – опускаться на уровень кухонной свары. Да пусть говорит. Однако вот в чем Константин Райкин все же прав, так это в том, что «нравственная прививка» у общества покамест слабовата. Ну так пусть оно подобными историями и «прививается». И соответственно, выстраивает публика свое отношение к театру «Сатирикон» и его руководителю. Кому нравится жанр, называемый «фига в кармане» (иногда вынимаемая напоказ), то милости просим поддержать эту «тусовку» (а у Райкина тотчас нашлись защитники, которые у нас во всяком общественном дискурсе выступают по принципу «свой-чужой», не разбираясь в сути сказанного). А кого от этого воротит – то пусть снижает посещаемость оного театра еще ниже. Я бы, конечно, посоветовал «мастерам культуры» сначала пройти курс политической риторики, а уж затем выступать с политическими спичами. А то ведь иногда кажется, что они сами не понимают, что несут и в каком контексте (к примеру, если бы Райкин сказанул такое году в 1982-м – тогда бы оно было понятно). Но зато тонко чувствуют материально-финансовую конъюнктуру. А надо бы еще и срок годности собственной «прививки нравственности» проверить.

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы"

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news