Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Русский след в Гарри Поттере

Русский след в Гарри Поттере

Ветер над котлованом

Развлечения
На нынешний год пришелся 120-летний юбилей со дня рождения сразу двух больших русских писателей с трудными судьбами — Андрея Платонова (1899–1951) и Юрия Олеши (1899–1960).

Оба они оказались не ко двору советской власти и, хоть и не были репрессированы, существовали в прижизненном полузабвении, как некие реликты прежней (дореволюционной) русской литературы или негодные образцы выдаваемой на-гора писателями-соцреалистами литературы советской.

Платонов и Олеша, всей душой приняв революцию, собирались служить ей всю жизнь своими недюжинными талантами. Чего стоят ранние, воспевающие освобожденного человека труда очерки и рассказы Андрея Платонова или не сильно пропагандируемая и редко переиздаваемая сегодня сказка Юрия Олеши «Три толстяка» — романтический памфлет на тему социальных и экономических реалий классического капитализма.

Но дальше у этих писателей что-то пошло не так. После ошеломительного успеха романа «Зависть» Олеша надолго замолчал, приняв на себя (он публично заявил об этом в присутствии Сталина и Горького на Первом съезде писателей СССР в 1934 году) «вину» за пугливо усомнившуюся в исторической правоте шагающего победной поступью нового строя интеллигенции. А на полях журнала с рассказом Платонова «Усомнившийся Макар» (там речь шла не об интеллигенции, а о самом что ни на есть простом, от земли народе) Сталин гневно вывел красным карандашом: «Талантливый писатель, но сволочь».

Оба талантливых писателя умерли рано. Платонов — в самое угрюмое сталинское послевоенное время от запущенного туберкулеза. Олеша — в «вегетарианские» хрущевские от сердечного приступа.

Но было между официально отвергнутыми будущими классиками важное принципиальное различие в их отношении к собственному творчеству.

Принесшие Платонову посмертную славу, концептуальные в плане понимания писателем социалистической идеи — романы «Ювенильное море», «Котлован», «Чевенгур» — были написаны в тридцатые годы без надежд на публикацию. И позже Платонов, несмотря на убийственную критику, все же пытался встроиться в советскую литературу, время от времени пробиваясь к читателю то военными очерками, то послевоенными («Возвращение», «Фро») неизменно встречаемыми в штыки рассказами.

Ветер над котлованом Андрей Платонов, Юрий Олеша

После Олеши остались только разрозненные записные книжки, из которых была собрана великолепная философско-мемуарная книжка «Ни дня без строчки». Строчки эти, правда, многие рассматривают как эпитафию по большому, но сознательно ушедшему в немоту и алкоголь таланту. Позже диссидент Аркадий Белинков в книге «Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша» обобщит на примере судьбы писателя мироощущение и морально-психологические комплексы подавляющей части интеллигенции СССР.

Олеша был изящен, психологически извилист в своей прозе. Платонов, напротив, тяжел и технологично прям. При этом оба они — мастера социальной метафоры, открывающей исчерпывающую правду о человеке и условиях, в каких существовали в то время народ и общество.

Платонов, вызвав гнев Сталина, исследовал «мусорный ветер» социализма, «сдувающий мясо с коров», уродующий души людей, разрушающий многие «правильно начатые» преобразования, вбивающий общество в бесконечный котлован, в иссушенное море, по дну которого носится на своей тачанке старуха Федератовна. Платонов добирался до самых корешков народной души, угадывая там роднички этого беспощадного к добру и разуму страшного ветра.

Олеша в главном своем произведении «Зависть» на примере Кавалерова показал, во что превращается русская (из чеховских пьес) интеллигенция в жестоком мире индустриализации и коллективизации, с болью и отчаяньем воспел слабость и (по Бердяеву) «вечно бабье» в русской душе, раболепно склонившейся перед реалиями «века-волкодава».

Настоящие писатели, о чем бы ни писали, пишут о вечном.

Платонов и Олеша сегодня живы как никогда. Обобщенный интеллигент Кавалеров по-прежнему «завидует». Только идеологически обслуживает он нового Бабичева — не организатора производства, а офшорного капиталистического «толстяка». И мусорный, уродующий душу народа ветер из репрессивно-идеологического превратился в рыночно-денежный, превращающий в очередные «котлованы» леса, недра, моря и реки России.

Впрочем, произведения на эти темы, как некогда труды Платонова и Олеши, не попадают в «лидеры продаж», не выдвигаются новыми Кавалеровыми на «престижные» и «большие» литературные премии, финансируемые новыми Бабичевыми.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.