Чего вы хотите от телевидения
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАСпрос рождает предложение — говорят на телевидении. Однако странная штука: сколько бы ни говорила с людьми, а получается, что спрос у нас уже на что-то другое. На что — вопрос. Если спросить среднестатистического «смотрителя», чего бы он хотел от ТВ, он может заявить: конечно, чего-нибудь умного. А кроме того, чего-то одухотворенного, культурного и все такое. Да только статистика показывает иное: увы, но мы отдаем предпочтение «тупым» (или даже тупым без кавычек) сериалам, а не просмотру мировых премьер балетов и опер. Как бы ни было это прискорбно признавать.
Даже образовательный контент, широко представленный не на главных каналах, носит в основном развлекательный характер. Это объяснимо: даже учиться сегодня чему бы то ни было хочется как бы шутя-играя, по-легкому, невзначай.
Уже мало кто, думаю, вспомнит про «Учебный канал», который существовал в СССР на четвертой кнопке. Он прожил с 1967 года по достопамятный 1991-й и почил в бозе вместе со всем советским наследием. Местами он был скучноват, однако в школах его использовали: отлично помню, что нам включали слушать и лекции по литературе, и опыты по физике показывали, причем с экрана они казались чудом.
Странное дело: сегодня, когда технологии позволяют воспроизвести на экране хоть ступу с Бабой-ягой, хоть адронный коллайдер, образовательная составляющая телевидения явно провисает, а в школах просто не находит никакого применения. Тогда зачем это, скажите? Почему они никак не встретятся: страждущие и дающие? Согласна: литературу в школе хороший учитель «начитает» и так. И опыты по химии или физике, проведенные на уроке, на расстоянии вытянутой руки, будут гораздо эффектнее, чем увиденное чудо по телевизору. Ну а история? Представляете, какими наглядными могли быть телеуроки по этой теме! И ведь снимались бы такие курсы не на раз, а на годы вперед — костюмированные, яркие. Или взять ту же географию. Прекрасный предмет с невероятно скучными учебниками! Он мог бы иначе заиграть, приобретя подспорье в телеформате!
Многие наши беды от того, что мы не умеем разговаривать друг с другом. Блистательная возможность ТВ не используется в образовании все потому же — никто ни у кого ничего не спрашивает. А жаль. Учителя бы сказали!
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции