Покупатель прав не всегда

Общество
Врачи, принявшие первый, самый мощный удар эпидемии, определенно стали народными героями. Они до сих пор мужественно сражаются с заразой в красных зонах, публикуя в соцсетях «фронтовые сводки» — не только цифры, но и наблюдения, мысли, талантливые очерки и репортажи.

Помню, как в самом начале самоизоляции два известных доктора обсуждали протокол лечения тяжелых больных — прямо на страничке, в открытом доступе! Дело немыслимое прежде, но очень полезное в тот момент для всех. Да, врачам есть что рассказать и что вспомнить, они ведь в самой гуще событий, спасают других, рискуя жизнью… Определенно, мы теперь будем бережнее относиться и к докторам, и к своему здоровью.

Но были и другие — невидимые бойцы, которых не снимало телевидение, не чествовал народ, работодатели не выписывали им премии. У них не было красивых белых костюмов и возможности совершать высокие подвиги. И вообще, их жизнь продолжала идти обычным, скучным чередом. Изменился только один момент: по всем рейтингам «самых эпидемиологически опасных мест» супермаркеты и прочие магазины оказались в первой пятерке.

«Пореже ходите за покупками, заказывайте продукты на дом!» — неслось из каждого утюга. А как не ходить в магазин, если ты там работаешь? В нашем универсаме экономкласса я многих сотрудниц знаю по именам, ведь целых два месяца это были единственные люди, за исключением членов семьи, с которыми я виделась. Они всегда были спокойны и дружелюбны, даже когда у покупателя сдавали нервы. «Мне не нужен пакет! Вы что, не видите, что у меня сумка! Совсем сдурели», — такие истерики на ровном месте я пару раз наблюдала у кассы, но работницы умело гасили конфликты.

Покупатель прав не всегдаВ нашем универсаме экономкласса я многих сотрудниц знаю по именам / Фото: Ирина Хлебникова, «Вечерняя Москва»

Гораздо неприятнее психованной публики были ковид-диссиденты, озорные любители покашлять в очереди и пооткровенничать с кассиром, брызгая слюной. Покупатели частенько одергивали таких храбрецов, а у сотрудника магазина какие варианты? У него священное правило: «Покупатель всегда прав», даже если этот покупатель, простите, ковидиот.

В самые мрачные дни, когда число зараженных в Москве ежедневно росло на шесть тысяч, когда скорые сновали по дворам, сталкиваясь в узких проездах, наш универсам оставался оазисом спокойствия и оптимизма. Кассирши были веселы и невозмутимы, казалось, они вообще ничего не боятся, им сам черт не брат! Хотелось их поддержать: любые утешительные новости, вычитанные утром, я пересказывала сотрудницам универсама. А те в ответ сообщали, что защитные маски им выдают по две штуки на десятичасовую смену, перчатки — вообще по одной паре. Когда эпидемия потихоньку пошла на спад, я, как всегда, выдала на кассе очередное оптимистическое соображение:

— А это правильно, что вы перчатки не надели. От грязных перчаток один вред и никакой пользы. Главное, не трогать себя за лицо. И не снимайте маску, пока мэрия не разрешит. А так вообще заражений будет все меньше. Вот увидите!

— Правда? — кассир Тамара посмотрела на меня с надеждой, и вдруг у нее на глазах выступили слезы.

— Вам страшно? — догадалась я.

— Да, очень. Мы тоже живые люди...

Забирая свои пакеты с продуктами, я пообещала Тамаре про нее написать. Про ее улыбку, про маску, которую она вынуждена носить по пять часов подряд в течение нескольких месяцев, про страх, который только сейчас начал потихоньку отступать, и про нашу громадную благодарность людям, пережившим эту драматическую веху большой истории с честью и достоинством. Я призываю хозяев продуктовых магазинов: выпишите хорошие премии вашим продавцам. Они этого заслуживают.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news