Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Сможет ли Белоруссия выжить без России

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
В мире
Сотрудники ОМОН Белоруссии задержали членов президиума координационного совета оппозиции Ольгу Ковалькову и Сергея Дылевского. А президент Александр Лукашенко пообещал увольнять учителей, которые поддерживают протестующих.

Драматические события в Белоруссии заставили задуматься о том, что произойдет, если режим Александра Лукашенко падет и республика «уйдет на Запад». Выживет ли она без тесного взаимодействия с Россией? И какими последствия будут для нашей страны? Белорусская оппозиция, та ее часть, которая добивается ухода Лукашенко, накануне выборов обнародовала некий документ под названием «Реанимационный пакет реформ для Беларуси», претендующий на то, чтобы являться программой действий. Он сильно напоминает «программу» украинских национал-радикалов времен 2014 года и Майдана.

Там, в частности, предлагается возвести полноценную границу с Россией (обойдется, на минуточку, от трех до пяти миллиардов долларов), запретить пророссийские организации, отключить российские телеканалы, выйти из ОДКБ и при этом подать заявку на членство в НАТО, а также ввести образование на белорусском языке начиная с 2030 года, создать белорусскую автокефальную церковь, полностью независимую от РПЦ. В экономической части обращают на себя внимание такие требования, как широкомасштабная приватизация (сейчас крупнейшие белорусские предприятия находятся в госсобственности) и «полноценный» рынок земли; запрет на продажу российским компаниям объектов белорусской инфраструктуры; присоединение Белоруссии в перспективе к системе поставок сжиженного природного газа из США в Восточную Европу. В социальной сфере обещают полный рынок и приватизацию, то есть «оптимизацию».

Некоторые представители штаба Светланы Тихановской поспешили откреститься от антироссийских требований (мол, мы будем выполнять все международные соглашения), однако что сказано, то сказано. Исключать такого варианта «дрейфа на Запад» в случае прихода оппозиционеров к власти нельзя.

При этом выход из ОДКБ будет наверняка сопровождаться требованием удалить с территории страны российские военные объекты. Их два, и оба — стратегически важные для России. Причем межправительственные соглашения об их использовании истекают летом следующего года. Так, близ города Вилейка расположен узел связи ВМФ России, обеспечивающий связь на сверхдлинных волнах с кораблями и подлодками в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах. Это «глаза и уши» российской стратегической «триады».

А близ города Барановичи в Брестской области находится 474-й отдельный радиотехнический узел, играющий важную роль в системе предупреждения о ракетном нападении. И хотя гипотетическая утрата этих военных объектов не нанесет непоправимого удара по безопасности РФ (есть аналоги на нашей территории), он будет весьма чувствительным. И повлияет на все остальные отношения двух государств. Экономически наши страны находятся на достаточно значимом уровне интеграции.

Сможет ли Белоруссия выжить без России Фото: mil.by / Минобороны Белоруссии

При этом в самой важной для Белоруссии энергетической сфере (в стране, как известно, нет собственных нефти и газа) речь идет о фактически субсидиях со стороны России. Так, Белоруссия закупает нашу нефть по ценам ниже среднемировых.

Для собственных нужд стране требуется примерно шесть миллионов сырой нефти, но закупает она для переработки на двух своих НПЗ около 18 миллионов, экспортируя часть нефтепродуктов в Европу и на Украину, неплохо на этом зарабатывая. В случае повышения цен на российскую нефть до среднемировых эта схема работать перестанет. Кроме того, белорусское сельское хозяйство фактически «дотируется» за счет дешевой российской нефти (и соответственно, дешевого дизеля), а также относительно дешевого электричества (в основном вырабатываемого методом газовой генерации из российского газа).

То есть зависит Белоруссия и от поставок газа. Сейчас, на фоне падения цен на энергоносители, он обходится стране несколько дороже, чем Европе. Однако так было не всегда. Тем более что организовать альтернативные поставки (как предлагает кое-кто из оппозиции) будет крайне дорого и технически сложно. Белоруссия закупает в России примерно 20 миллиардов кубов, белорусская газотранспортная система принадлежит Газпрому.

Чтобы задействовать трубу в реверсном режиме и начать качать газ с Украины и из Польши, надо будет национализировать ГТС, заплатив при этом России пять миллиардов долларов (так записано в соответствующем соглашении). В любом случае переориентация на других поставщиков потребует времени и денег. А американский сжиженный газ будет стоить существенно дороже любого трубопроводного.

Помимо газа и нефти белорусские экспортеры пользуются целым рядом тарифных и нетарифных привилегий в рамках Евразийского экономического союза. Именно они подчас дают возможность белорусским товарам (как сельскохозяйственным, так и промышленным) держать уверенно свою долю на российском рынке. Найти альтернативные рынки сбыта, особенно в Европе, будет непросто. ЕС своих фермеров надо поддерживать, а не белорусских или украинских.

Для России Белоруссия тоже важный партнер. Даже не в силу большого объема российского экспорта в страну (он составляет четыре процента всего экспорта из РФ), сколько в плане логистики и транзита в Европу. Общий объем взаимной торговли России и Белоруссии в прошлом году составил 35,5 миллиарда долларов.

Следует также учитывать еще одно обстоятельство, которое будет препятствовать быстрой переориентации Белоруссии на новые рынки, а также модернизации ее экономики, — это огромный внешний долг страны. Он составляет почти 40 миллиардов долларов. В этих условиях резкий разрыв с Россией приведет к шоковым последствиям...

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.