Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Киргизия — страна, не готовая к демократии

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Политика
Пример Киргизии показал, что демократия полезна не для всех стран. Те, в которые она приходит слишком рано, живут от майдана до майдана.

«Демократия — самая лучшая политическая система», — убеждали нас. «Все должны стремиться к демократии», — учили нас. «Демократические революции за нашу и вашу свободу всегда ведут к светлому будущему», — говорили нам.

Мы убеждаемся, учимся, слушаем. Но слова и сказки о демократии наши заграничные друзья должны рассказывать не нам, а собственным гражданам. Например, тем, кто был избит, ограблен или лишен бизнеса после «демократических» маршей черных и левых активистов в США. Зачем нам эти сказки, когда перед глазами есть прекрасный пример демократического государства, живущего от майдана до майдана? Страна, в которую демократия пришла слишком рано, минуя необходимую стадию авторитаризма. А потому совсем не идет ей на пользу.

Речь о Киргизии. Киргизия, безусловно, самая демократичная на сегодняшний день страна Средней Азии. В ней нет тотального контроля спецслужб, регулярно проходят выборы, меняются руководители страны. В Таджикистане до сих пор правит первый (и по факту пожизненный) президент, подумывающий над тем, чтобы отдать власть по наследству сыну. В Туркменистане и Узбекистане первые пожизненные главы государств умерли своей смертью, после чего там правят вторые — тоже пожизненные. В Казахстане такой пожизненный президент оставил свой пост добровольно, став пожизненным же «верховным лидером» республики. А в Киргизии нынешний глава государства Сооронбай Жээнбеков является уже пятым президентом страны, и эксперты не исключают, что скоро там появится шестой. Не потому, что Жээнбеков отсидел свой срок, а потому, что по нему катком проехалась демократия с кыргызской спецификой. И специфика эта называется «клановость».

Киргизия — страна, не готовая к демократии Нынешний глава Киргизии Сооронбай Жээнбеков является уже пятым президентом страны / Фото: president.kg / Официальный сайт президента Кыргызской Республики

Создание эффективной демократической модели возможно только в тех странах, где есть граждане. Люди, обладающие гражданским сознанием, понимающие ответственность выбора и делающие его на основе личных симпатий или же оценки профессиональных качеств кандидата. А не те, кто выбирает исходя из принадлежности кандидата к нужному клану. В странах и регионах, где не искоренены феодально-пещерные элементы общественного устройства (кланы, роды, тейпы — без разницы, как эти элементы называются), демократия в лучшем случае становится профанацией и ширмой для авторитарной власти одного клана. В худшем же (когда клан не настолько силен для того, чтобы подмять под себя всех остальных) возникает состояние постоянной турбулентности. И если президент-южанин (в данном случае Сооронбай Жээнбеков) слишком сильно тянет одеяло государственных должностей и кормушек на себя и своих соратников с юга, то уважаемые люди с севера выводят несколько сотен человек в центр Бишкека, и этих сотен оказывается достаточно для того, чтобы захватить власть в стране. Просто потому, что среди чиновников и полицейских тоже много людей, преданных своим кланам, а не президенту из чужаков. В итоге — новый переворот, новая власть, новые распределения мест. До тех пор, пока часть кланов снова не почувствует себя обделенной и снова не выведет сотни человек на улицы. И дай Бог, если очередной демократический карнавал пройдет без мародерства, избиений, уничтожения собственности и тому подобного.

Все понимают, что Киргизии нужно выходить из этого замкнутого, порочного круга. Но никто не понимает, как это сделать. Выбрать «хана» невозможно из-за сильных кланов. Разрушить клановую структуру по щелчку нельзя, поскольку она опирается не только на традиции, но и на соответствующий экономический уклад в стране: в Киргизии минимальный объем промышленности и почти нет (или совсем нет) высокотехнологичных производств. А заниматься ускоренной индустриализацией со сломом текущего общественного уклада может только авторитарный лидер — то есть в данном случае «хан». Которого не позволят выбрать сами кланы.

Автор — доцент департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса Финансового университета при правительстве РФ

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.