Карта городских событий
Смотреть карту
Сторис
Извержение вулкана в Испании

Извержение вулкана в Испании

Бодипозитив в СССР

Бодипозитив в СССР

Смертельная еда

Смертельная еда

Волшебные места Москвы

Волшебные места Москвы

Советское детство: игры во дворе

Советское детство: игры во дворе

Опасные маршруты

Опасные маршруты

Маньяки СССР

Маньяки СССР

Русская муза Сальвадора Дали

Русская муза Сальвадора Дали

Самолет, без которого мы бы не справились

Общество
80 лет назад, в марте 1941 года, в СССР начался серийный выпуск Ил-2 — лучшего штурмовика Второй мировой войны.

Советские штурмовики с первых боевых вылетов в 1941-м показали себя грозным средством борьбы с танками врага. Тогда это был единственный наш самолет, который удачно сочетал в себе огневую мощь, неплохую маневренность и броневую защиту. Ил-2 мог подлетать к наземным целям достаточно близко: пули не пробивали его броню. И даже неоднократно подбитый зенитками с земли и авиапулеметами в воздухе, штурмовик был способен дотянуть до аэродрома взлета. Были случаи, когда самолет самостоятельно возвращался с боевого задания, имея более 500 пробоин. Его на скорую руку латали механики, и штурмовик снова был готов к вылетам.

В советских газетах Ил-2 гордо именовали «летающим танком», а на фронте за характерную форму фюзеляжа прозвали «горбатым». Немецкие пехотинцы называли его Schlächter — «мясник», «живодер», а летчики — Zementbomber («цементный бомбардировщик»). Враги признавали высокую убойность боевой работы советского штурмовика и его отличную живучесть в воздушных боях.

Самолет, без которого мы бы не справилисьСамолет Ил-2 на авиасалоне МАКС-2017 в Жуковском / Фото: Сергей Шахиджанян

Но потери нашей штурмовой авиации в первый год войны были катастрофическими. Хорошо бронированные самолеты уступали в скорости истребителям противника. Эта тихоходность стала фатальной. По первоначальной тактике применения Ил-2 посылали на штурмовки переднего края врага без прикрытия истребителями. К тому же самолет оказывался беззащитным, если на него нападали сзади. Примерно из 1500 Ил-2, направленных в авиачасти Красной армии до 31 декабря 1941 года, было потеряно 1100 бортов. Но война учит быстро. Методом кровавых проб и ошибок была выработана новая тактика, и позади пилота в Ил-2 появилось место для воздушного стрелка с пулеметом.

В Битве за Москву штурмовики показали высокую эффективность при уничтожении бронетехники врага, и по решению Государственного комитета обороны уже 17 декабря 1941 года (!) на производственную базу эвакуированного авиазавода № 1 был переведен из подмосковной Дубны опытный завод № 30. Предприятие в кратчайшие сроки освоило производство Ил-2. Прямо с Ходынского поля свеженькие штурмовики вылетали на Западный фронт — немцев от столицы отогнали еще не очень далеко.

В 1943 году специально для Ил-2 разработали новые кумулятивные авиационные бомбы. Они позволяли добиваться более результативного поражения бронированных объектов. На Курской дуге после налета Ил-2 в немецких боевых порядках оставались «просеки» из горящих «Пантер» и «Тигров» — полоса сплошного поражения одним самолетом при штурмовке составляла 30 на 100 метров. Войну Ил-2 закончил бомбежками Берлина. Штурмовик стал самым массовым боевым самолетом в истории — было выпущено более 36 000 «летающих танков».

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsYandex newsYandex dzenMail pulse