Дети и деньги: почему за оценки платить нельзя
Вопрос, чем подкупить жену, если загулял и не ночевал дома, по оценке аналитиков интернет-пространства, в наши дни весьма популярен среди представителей сильного пола. Дамы тоже не уступают: став более самостоятельными, они быстро поняли, что подарки мужчины очень даже уважают и этим можно воспользоваться. Так проще: чем выстраивать личную привязанность на доверии, учиться компромиссам, работая над нормальными человеческими отношениями, оказалось, их можно купить. Ну хотя бы попытаться.
А теперь, судя по результатам опроса, проведенного исследовательским центром SuperJob, становится все больше родителей, практикующих различные поощрения своих чад за хорошую учебу. Почти треть российских пап и мам признались, что дарят подарки или попросту платят наличными ребенку, если он демонстрирует успехи в школе. Отцы семейств предпочитают рассчитываться «налом», а у матерей превалирует творческий подход — от «купить вкусненького» до поблажек в разрешении вредных развлечений. Причем такому принципу воспитания нашлось удобное оправдание: мол, дети должны с ранних лет понимать, что деньги и прочие «льготы» добываются трудом.
На первый взгляд логично. Но ответственность — это чувство, которое, как и любое другое, материальной выгоде неподвластно. А учеба уж точно не имеет ничего общего с работой, которая ради хлеба насущного. И любой грамотный педагог скажет, что один из главных побудительных мотивов к учебе — это познавательный интерес. А оценка — это еще не знания, а лишь сигнал, хорошо ли школьник ими овладел.
Так за что вы платите? Если чаду вдруг надоело пиликать на скрипке, его никакими плюшками не заставишь снова взяться за смычок. А вот привить любовь к музыке, объяснить, что, раз много лет учился, добился успехов, стоит двигаться дальше, чтобы их закрепить, — другое дело. Но это трудно, а еще и некогда, плюс все мы устаем… Кстати, около 30 процентов современных родителей наказывают детей за плохие оценки. Собственно, тем же, чем и награждают: в ход идут развлечения, только теперь их запреты, и сокращение карманных средств. Тоже непонятно зачем: ведь когда какой-то предмет дается с трудом, не факт, что ребенок — лентяй и безнадежный неуч.
Ну наказали, а результат тот же: толку ноль. Потому что кнут, как и пряник, абсолютно бесполезен, если у ребенка отсутствует нематериальная мотивация. Например, мечта стать хирургом, путешествовать по свету, победить на олимпиаде, наконец. При этом, согласитесь, он имеет право не любить химию или алгебру просто потому, что эти предметы не входят в сферу его планов на будущее. У взрослых ведь тоже так: если нет желания заниматься каким-то делом, мало чего добьешься. Из-под палки ни одно научное открытие не совершишь и художественное творение не создашь. Даже за большую зарплату.
Согласно тому же опросу, всего 10 процентов родителей хвалить детей за успехи в школе не считают нужным, полагая, что хорошая учеба — обязанность каждого школьника. С этим трудно поспорить, особенно если папы и мамы не забывают и про свой долг воспитывать ребенка, помогать ему освоить разные навыки и разносторонне развиваться, чтобы понять, к чему на самом деле лежит душа. Это же самое главное, сколько бы лет человеку ни было. А деньги… Счастливыми, как известно, они никого не делают, но пониманию вечных, духовных ценностей навредить, безусловно, могут.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции