Кто сказал, что во всем виновата школа
Тут не поспоришь: отсутствие опыта в профессии, которую, по идее, студенты должны освоить в стенах своих альма-матер, для потенциальных работодателей, остро нуждающихся в специалистах нового поколения, сегодня проблема номер один.
Теоретическими знаниями по самым разным и не всегда нужным предметам сыт не будешь — это в разных опросах уже сами студенты уныло признают. Университетам, а то и академиям, коих нынче в стране полным-полно, ясное дело, слышать все это неприятно. Но вместо того, чтобы совершенствовать давно устаревшие учебные планы, подтягивать систему подготовки профессионалов к уровню востребованности на рынке труда, почему-то сыпятся упреки в адрес среднего образования. Вот и господин Сергеев отмечает: вузы, мол, обвиняют школы, из которых к ним «приходят такие, что таблице умножения надо учить».
Непонятно только, как подобные неучи в аудиториях высших учебных заведений оказываются. Конкурсы в российские вузы вполне конкурентоспособные. Мало того, в прошлом году, подводя итоги приемной кампании, министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил, что, несмотря на сложности для выпускников школ из-за пандемии, больше половины вузов средний проходной балл повысили. Конкурс был огромный! Но ведь это значит, что у абитуриентов результаты ЕГЭ были лучше среднего.
В столице, например, более 38 процентов выпускников набрали по трем предметам 220 баллов и выше. К тому же московские старшеклассники в прошлом году получили 17 наград на международных олимпиадах, 10 из которых золотые. А всего сборная России на мировых состязаниях по разным предметам среди школьников завоевала 28 медалей. Чем же плохи такие абитуриенты? Им-то уж точно таблицу умножения ни учить, ни повторять не придется. Этому их блестяще научили именно в школе, причем те самые учителя, престиж которых академик призывает повышать.
Практически все победители и призеры школьных олимпиад и медалисты поступают в российские вузы — по призванию, способностям и в соответствии с мечтой стать стоящим специалистом. То есть, по идее, поступают лучшие. И вдруг уже в качестве студентов они почему-то перестают устраивать вузовских преподавателей. Однако, как свидетельствуют соцопросы, более 40 процентов россиян, имеющих высшее образование, хотят сегодня сменить профессию. Получается, и им что-то в учебном процессе не понравилось. Школу в этом обвинять, согласитесь, странно. И чем на нее пенять, может, профессорам и академикам имеет смысл задуматься: что в наших высших заведениях не так, коли и студенты недовольны, и работодатели не в восторге, а общество продолжает предъявлять претензии...
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции