Образование ждут перемены
Те технологии, которые изначально придумывались и создавались для небольшой группы школьников и студентов, были распространены на всех обучающихся, порой даже на воспитанников детских садов.
Дистанционные технологии охватили все образование и подтянули за собой массу вопросов, которые очень много обсуждались как в обществе, так и в профессиональной среде в том числе. Если смотреть запросы в поисковиках по поводу онлайн-курсов и гибридного обучения, то видно, что с 2011 года они стремительно развивались.
В последнее время произошел их взрывной рост — почти миллиард человек учились с использованием дистанционных технологий. Часть студентов, чуть меньше половины, просто выходила за пределы своих университетов и осваивала онлайн-курсы, которые им предлагали.
Наш городской университет много работает с московской системой образования, в которой были видны глобальные изменения. Если анализировать медиаполе, касающееся цифровой дидактики, то помимо того, что учителя искали, как же организовать дистанционное образование, и сравнивали практики, много вопросов возникло к качеству обучения.
Для нас на первом месте не столько технологические решения, сколько изучение человеческой составляющей этого. Как показала практика, применять традиционные технологии и методики в дистанционном обучении неэффективно. Нужны принципиально новые решения.
Но даже при условии отмены всех эпидемиологических ограничений все равно останутся веб-конференции, например, при проведении родительских собраний в школах.
Сейчас обсуждаются вопросы о том, нужно ли на всех уроках ввести обязательное требование о включенных камерах, но педагогическая наука пока не знает ответа.
Поэтому в этом консорциуме мы предложили нашим коллегам заниматься несколькими направлениями. Первое — изучать технологические решения, которые появляются каждый день. Второе — рассмотреть социологию этого процесса, как они влияют на общество. Мы сами намерены производить общие методические продукты, которые будут работать на улучшение качества системы образования с использованием всех технологических решений.
Одна из задач — дать материалы, которыми могли бы пользоваться другие вузы. И мы намерены расширять сотрудничество с другими учебными заведениями.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции