Плоды санпросвещения
Все проверено и одобрено экспертами Института питания. Можно просто худеть по науке, а можно подобрать оптимальное меню для гипертоника или диабетика, составить программу питания школьника, получить «расписание» разгрузочного творожно-кефирного дня.
Новый ресурс назвали довольно замысловато: «4 сезона — тарелка здорового человека». Даже выговорить трудно, тем более запомнить. Но это, кажется, единственный недостаток проекта.
Перед нами — санитарное просвещение версии 2.0, избавившееся от всех своих родовых пороков: казенщины, многословия и, главное, оторванности от жизни. Вместо нудной наукообразной лекции о том, как важно сбалансированное питание и сколько процентов в рационе должны составлять белки, жиры и углеводы, вам предлагают указать несколько ключевых параметров (рост, вес, возраст, физическая активность) и получить варианты меню с поправкой на время года. Столь же удобны и другие функции: мгновенный подсчет калорий в любом блюде, тесты и «спортивный» раздел, где собраны видео с простыми, но полезными упражнениями.
Очевидно, что санитарному просвещению нужны новые современные формы. В нашей стране десятилетиями выпускались тонны книжек и буклетов, в больницах и поликлиниках развешивались плакаты, защищались диссертации, посвященные потребностям населения в соответствующей информации. А на выходе — пшик. Когда речь заходит о здоровом образе жизни, большинство иронически улыбается.
Дело не только в культуре питания. Даже после инфаркта или инсульта не все принимают таблетки, помогающие избежать рецидива. А антипрививочные настроения в обществе? Налицо откровенное презрение к элементарным мерам профилактики. Что это, если не катастрофа санитарного просвещения? Значит, важные вещи до людей просто не донесли. Не достучались, не смогли убедить.
А чего следовало ждать, если в СМИ санпросвещение заменили суррогаты? Все, наверное, помнят, как на главном телеканале страны учили пить урину. Выходящая там сейчас программа вроде как про здоровье развлекает аудиторию танцами матки и веселыми песенками про яички. Еще недавно на телевизионные ток-шоу охотно звали мракобесов-антипрививочников. Максимальные просмотры, которые привлекают рекламу, — единственная цель таких передач.
Впрочем, потихоньку санпросвещение все же меняется.
Картинки-ужастики на пачках сигарет бьют по мозгам сильнее, чем плакат на стене. В нижегородской деревне устроили народное гулянье в честь приезда бригады вакцинаторов. Результат — значительное увеличение числа привившихся. Поищите в интернете ролик из Невинномыска: директор городского кладбища демонстрирует, как в пандемию разрослось его хозяйство. Показывает ряды свежих могил и заклинает: земляки, прививайтесь! Радикально — и страшно убедительно.
Сегодня грех не использовать технологические возможности, которые дает всемирная сеть. Беззубое, безадресное, не предусматривающее обратной связи санитарное просвещение себя исчерпало.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции