У нас будет новое правительство «двух ключей»
/ Фото: Ивандиков Игорь

У нас будет новое правительство «двух ключей»

Коридоры Власти
Признаемся сами себе: Россия — страна парадоксов. И если во всем мире главная интрига — результат выборов, то у нас все наоборот. Самое интересное начинается после выборов.

Пока такова российская реальность. А потому вопрос для обсуждений, прикидок и прогнозов № 1 — это состав будущего правительства, формирование которого уже идет.

Думаю, что опыт предыдущих двух дюжен лет показал, что тот же Владимир Путин при всем его кадровом консерватизме склонен в таких вопросах к совершенно неожиданным импровизациям. А потому гадай не гадай… Но есть некоторая внутренняя логика современной России, которой все равно придется подчиниться хоть президенту, хоть премьеру.

Прежде всего, начиная с 2000 года, все премьеры в стране, за исключением самого Путина, были технические, исполнявшие и оформлявшие волю президента и решения его администрации. Понятно, что, если Медведев надеется продолжить в будущем свою политическую карьеру и тем более, как сам уверял, баллотироваться в президенты, он не может служить в Белом доме самым высокопоставленным техником-исполнителем.

Поэтому — реально или чисто внешне — мы должны получить правительство «двух ключей». По аналогии с ядерным запуском. Что на деле должно означать компромисс при основных назначениях. Притом, что за президентом традиционно и конституционно закреплены силовой блок и вице-премьеры, число которых уже обещают, вроде бы, сократить с семи до пяти.

Еще недавно вице-премьерский пост зачастую был чисто политическим, им «награждали» для общего баланса интересов так называемых представителей различных кремлевских башен. Неудивительно, например, что, начав в 2000 году с одного вице-, правительство превратилось в мультипликатор заместителей премьера.

Но сейчас ситуация меняется кардинально. Во главу угла в Белом доме будет поставлена экономическая реформа. Поскольку если первые двенадцать лет сравнивают с реанимацией и реабилитацией страны, то в ближайшие шесть лет Россия обречена накачивать экономические мускулы, а не отпаиваться нефтью. Ссылки, тем более в условиях явного политического обострения, на тяжкое наследие 90-х больше не пройдут.

И в таком историческом контексте решающее значение приобретают два правительственных блока — экономический и энергетический. И естественен вопрос, кто будет иметь приоритет в назначении кураторов этих блоков и ключевых министров. Ответ на него, по мнению многих наблюдателей, позволит спрогнозировать и распределение влияния в работе кабинета министров. Если предположить, что эти назначения станут прерогативой президента, то автоматически последует экспертный вывод о том, кто будет играть определяющую роль в работе кабинета.

Поэтому нынче вся прогрессивная общественность буквально с лупой следит за тем, сохранит ли свой пост Игорь Сечин, которого якобы в правительстве не хочет видеть Медведев. Придет ли в кабинет министров нынешний помощник президента Аркадий Дворкович, либерал? Действительно ли министр Голикова сменит разделяющееся Минздравсоцразвития на пост главы Минэкономразвития, которое оставят в прежнем виде? Нынче можно дать волю фантазии.

Важно нечто другое, чем просто список имен и персон. Особенно в экономическом блоке важна четкая градация функций.

Ситуация уходящего правительства, когда Минфин вице-премьера Кудрина постоянно гасил инициативы Минэкономразвития, отвечающего за экономический рост страны, более неприемлема. Быть может, действительно необходимо поднять статус главы ведущего экономического ведомства.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news