Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Смотреть, нельзя отворачиваться

Общество
Я не знаю, как говорить об антивоенном искусстве в то время, когда само это прилагательное ассоциируется с чем-то враждебным. Как горько и странно от этого и как это не верно. Недавно я посмотрела фильм «Дежурство» Ленара Камалова, который в 2018 году на фестивале «Трайбека» в Нью-Йорке получил награду за лучшую короткометражную работу.

Эта лента про ополченца ДНР с позывным Кот (сыграл Захар Прилепин), назначенного дежурить на телефоне. За несколько минут понимаешь и сердечность наших воинов, и то, какое горе стоит у них за плечами. В тексте же, сопровождавшем эту короткометражку в соцсети, была мысль, запавшая мне в душу, заключавшаяся в том, что антивоенное искусство выступает против вооруженного столкновения как способа решения конфликта, а не за какую-то одну сторону.

И вот в День Победы я решила посмотреть игровой фильм «Иди и смотри» Элема Климова, следом документальный «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма. Это кино — антивоенное. Оно создано не чтобы растрогать зрителя, вызвать сильные эмоции, заставить рыдать, но чтобы после просмотра нельзя было отвернуться от мысли: нужно сделать все возможное, чтобы подобное не повторилось.

Хотя, мне кажется, почти все искусство — антивоенное. Я не назову ни одного фильма про войну, который бы ее воспевал. Но в то же время, пока я смотрела «Иди и смотри», у меня не возникало желания втыкать цветы в оружейные дула, но хотелось, чтобы нашелся кто-нибудь, кто смог бы защитить тех людей. Может, дело в том, что на самом деле в основе антивоенного искусства лежит не призыв разоружиться и остаться беззащитным, но мольба всеми возможными силами и способами оберегать мир? От чего, что ему грозит? Например, нацизм. Год 1965, после Великой Отечественной войны прошло 20 лет, вышел фильм «Обыкновенный фашизм». С тех пор прошло еще 57 лет, но кажется, лента была создана совсем недавно.

Смотреть, нельзя отворачиваться Кадр из фильма «Иди и смотри» режиссера Элема Климова, который вышел на экраны к 40-летию Победы в 1985 году. Сценарий написан Климовым совместно с автором «Хатынской повести» Алесем Адамовичем. Это история о мальчике, увидевшем зверства фашистов и из ребенка превратившемся в старика / Кадр из фильма «Иди и смотри», 1985

Слава богу, не из-за снимков жертв концентрационных лагерей, но из-за истории зарождения фашизма. В этом документальном кино видно, как вышло так, что хорошие, в общем-то, люди дошли до озверения, почему пошли за идеями Гитлера, отказались от своей воли. Вот показывают факельное шествие в Германии, сопровождаемое комментарием диктора о том, что делается это, чтобы расчеловечить людей, превратить в массу, которой удобно управлять. Что-то всплывает в памяти, вбиваю запрос на одном из видеохостингов и вижу сотни роликов с факельными шествиями, вот только место и время действия другое — Украина с 2014 года по 2022-й...

А знаете, что объединяет эти два антивоенных фильма? Дети. Что в первом, что во втором акцент сделан на тех, кто еще не вырос, за кем будущее нашего мира, кто нуждается в защите как физической, так и ментальной. Кстати, эти ленты входят в список 100 фильмов для школьников, размещенных на портале «Культура.РФ». Если посмотреть их одну за другой, многое станет ясным. В том числе то, почему иногда, чтобы не допустить ужасов подобной войны, нужно взяться за оружие.

Если говорить о чертах антивоенного искусства в целом, мне кажется, оно проявляет то, что человек создан для мирной жизни, наполненной красотой, трудом и стремлением развиваться. Также демонстрирует ужасы, бесчеловечность, губительность военных действий. Но при этом антивоенное искусство не призывает оставаться в блаженном неведении. Наоборот, оно прочищает оптику восприятия мира зрителем, помогает ему сохранить способность мыслить и чувствовать, распознавать угрозу и делать все, чтобы защитить мир.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Подкасты