Главное
Карта событий
Смотреть карту

Аптекарь всех вылечит

Общество
В аптеках будут не только отпускать лекарства, но и лечить больных. Эту удивительную перспективу открывает перед нами проект профессионального стандарта «Фармацевтический работник», который уже проходит необходимые согласования.

Сейчас сотрудник аптеки вправе обсуждать с посетителем дозировку назначенного врачом препарата, способ приема, противопоказания, взаимодействие с другими лекарствами, условия хранения. Тут ему следует остановиться — хотя бы потому, что лечить он не умеет от слова совсем. Ну не учат этому фармацевтов.

Однако же есть теория — а есть правда жизни. Многие больные идти к врачу не хотят. И от фармработника, который, кстати, тоже носит белый халат, им нужны не только лекарства, но и советы. Любопытные результаты дал недавний опрос, проведенный одной из профессиональных соцсетей. 63 процента работников аптек консультируют чаще десяти раз в день! Подавляющее большинство — 73 процента — считают себя способными определить проблему посетителя или поставить ему диагноз, хотя отмечают, что бывают сложности. Каждому пятому сомнения неведомы — 21 процент опрошенных готов это делать всегда.

Потрясающая самонадеянность! Впрочем, давно замечено: чем меньше знаешь, тем легче судить. Столь уверен в себе лишь тот, кто понятия не имеет, сколько болезней дают одинаковые симптомы и, напротив, как разнообразны проявления одной патологии. Врачи порой попадают впросак, хотя у них и анализы есть, и инструменты, и аппаратура для исследований. А в чем за тридцать секунд разберется фармацевт со своим средним, ни разу не клиническим образованием? Читаем проект нового профстандарта.

Аптекарь всех вылечит Фото: Светлана Колоскова / Вечерняя Москва

Вот, например, одно из «необходимых умений» работника аптеки. «Собирать информацию о симптомах и индивидуальных особенностях посетителя… для рекомендации оптимального препарата». Проще говоря, требуется поставить диагноз и назначить лечение. Хочется протереть глаза: это точно аптека? Может, раздеться? Заведут куда-нибудь в подсобку, осмотрят, послушают, пощупают? Легко представить результаты подобного «консультирования». Болит поясница — вот вам противовоспалительное от радикулита. Это в лучшем случае, если «необходимых умений» хватит, чтобы вспомнить самую частую причину боли. А если проблема с почками, поджелудочной железой, придатками? Или опоясывающий лишай, не говоря о более редких заболеваниях? Замечательно, что никакой ответственности за лжедиагностику не предусмотрено. Фармацевты же не врачи, что с них взять, кроме пилюль!

Такая «консультация» — заведомый обман посетителя, грех. Зачем же вешать его на фармацевтов, виноватых разве что в своей излишней самоуверенности? Ответ очевиден: чтобы навязывать товар, продавать еще больше, увеличивать доход. Одно дело — таблетки на витрине, и совсем другое — прямая рекомендация человека в белом халате: «Без этого трудно поправиться». Или даже: «Иначе умрете». А решение о покупке посетитель должен принять мгновенно, за ним очередь. Так будут втюхивать лекарства с истекающим сроком годности и, конечно же, наиболее дорогие. Не сомневайтесь: владельцы поднимут дневную норму выручки, заставляя подчиненных чаще и решительнее «консультировать».

Авторы проекта, впрочем, ничего не скрывают. В пояснительной записке к новому профстандарту среди прочего обещано, что его внедрение принесет владельцам высокие экономические результаты, а их сотрудникам — увеличение доходов. Вполне себе бизнес-план.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Подкасты
Эксклюзивы